ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОКЛАДКА НА ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТАХ

ВЫБОР И ПРОРАБОТКА МАРШРУТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ

На генеральной карте выполнить предварительную прокладку и произвести предварительный расчет рейса. Предварительную прокладку на генеральной карте сделать в соответствии с рекомендациями лоций и руководств для плавания. При неизвестном времени выхода весь расчет произвести по оперативному времени.

После тщательного изучения маршрута окончательно выбрать отдельные его участки, при этом необходимо учитывать навигационно-гидрографическую изученность района, обеспеченность района картами, пособиями и средствами навигационного оборудования, наличие мест укрытия и якорных стоянок, ледовые условия, приливо-отливные явления и вероятность туманов.

Работу по выбору маршрута рейса закончить составлением на генеральной карте графического плана и расчетов на рейс. После утверждения графического плана выполнить предварительную прокладку на путевых картах и уточнить предварительные расчеты на рейс. Проложить все курсы, по которым пойдет судно, показать:

· поворотные пеленги;

· контрольные расстояния;

· характерные ориентиры;

· опасные глубины и отдельные препятствия.

На каждом курсе сделать надписи: истинный курс в градусах и число миль плавания данным курсом. На поворотных пеленгах и контрольных расстояниях сделать соответствующие надписи величин пеленгов и расстояний. При неизвестном времени выхода весь расчет произвести по оперативному времени; у соответствующих точек на линии пути проставить оперативное время с указанием числа суток от начального момента. При уточнении времени и даты выхода судна рассчитать поправку (разность между условным и действительным моментом выхода) и прибавить ее ко всем рассчитанным ранее моментам. Составить по полученным данным Voyage Plan или Passing Plan Показать зоны (линии), при пересечении которых регулируются токи в широтных обмотках размагничивающего устройства.

В соответствии с предварительной прокладкой на генеральной карте подобрать по "Каталогу карт и книг" необходимые для рейса карты и руководства для плавания. При подборе карт и руководств учитывать возможность изменения маршрута, заходов в порты и пункты, не предусмотренные планом, укрытия от шторма или вынужденного захода для устранения неисправностей, отклонений от намеченного маршрута для оказания помощи терпящим бедствие суднам.

В соответствии с принятыми к электронной картографии стандартами как предварительная , так и исполнительная прокладка должны выполнятся простыми и надёжными способами. При предварительной прокладки должно обеспечиваться нанесение прямолинейных и криволинейных участков пути по основному и запасному маршруту и внесение необходимых изменений.

Особо оговаривается возможность ввода судоводителем пределов отклонения судна от заданного маршрута, при достижении которых подаётся предупредительный сигнал.

Предварительную прокладку предстоящего перехода судна можно выполнить двумя способами: непосредственно на экране по электронным картам и путём переноса её в систему с бумажных навигационных карт.

Координаты судна, поступающие от спутникового приёмоиндикатора , относятся к системе координат. В этой же системе построены и электронные карты. Если координаты поворотных точек предстоящего перехода снимаются с бумажной карты, то при вводе их необходимо учитывать поправки за переход к системе координат, которые обычно указываются в общей информации о карте.

Выполненные предварительные прокладки по конкретным маршрутам перехода могут без ограничения времени сохранятся, в любой момент корректироваться и удалятся с жесткого диска компьютера по желанию судоводителя, если отпадает необходимость их использование. Из файлов предварительных прокладок можно создавать библиотеку маршрутов.

Используя ECDIS, судоводитель имеет возможность планирования маршрутов движения судна. Вы можете задавать путевые точки, границы отклонения от маршрута, радиус циркуляции. Решение задач предварительной прокладки возможно как визуально непосредственно на карте, так и в численном виде путем формирования (редактирования) таблицы путевых точек, при этом все действия, выполняемые на карте, фиксируются в таблице, и наоборот.

Стандартным режимом прокладки маршрутов для всех версий ECDIS является прокладка по локсодромии. В этом режиме маршрут представляется в виде прямолинейных отрезков в проекции Меркатора. Этот способ планирования маршрута часто используется при плавании на небольшие расстояния. При планировании плавания на большие расстояния метод прокладки маршрута по ортодромии является предпочтительным, так как учитывает форму Земли. Прокладка маршрута по ортодромии ("дуге большого круга") позволяет запланировать наикратчайший путь движения судна.