Архитектурно-планировочные решения многоэтажных гаражей

В гаражах, кроме помещений для хранения автомобилей, допускается предусматривать:

- служебные (для дежурного и административно-обслуживающего персонала) и складские помещения;

- объекты и технические помещения для размещения инженерного оборудования (трансформаторная подстанция, тепловой пункт, насосные пожаротушения, очистные сооружения и др.);

- посты технического обслуживания (ТО), технического ремонта (ТР) и мойки автомобилей, включая посты самообслуживания и места уборки (чистки) салона автомобиля пылесосом.

Минимальные размеры мест хранения автомобилей в гаражах следует принимать: длина места стоянки - 5,0 м, ширина - 2,5 м (для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, - 3,5 м).

В гаражах открытого типа допускается двусторонняя под углом 45-60° к продольной оси проезда расстановка автомобилей при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее приведенных в таблице 3 (т. Е.2. ДБН В.2.3-15:2007).

Таблица 3

Ширина внутреннего проезда в помещениях хранения автомобилей

и на постах ТО и ТР.

Типы автомобилей - класс Ширина внутреннего проезда, м*
в помещениях хранения автомобилей в помещениях постов ТО и ТР
при установке автомобилей канавные напольные
передним ходом задним ходом без дополнительного маневра с маневром без дополнительного маневра с маневром
без дополнительного маневра с маневром без дополнительного маневра
Угол установки автомобилей к оси проезда Угол установки автомобилей к оси проезда
45° 60° 90° 45° 60° 90° 45° 60° 90° 60° 90°
легковые - особо малый класс 2,7 4,5 6,1 3,5 4,0 5,3 4,3 5,3 6,4 2,9 4,8
легковые - малый класс 2,9 4,8 6,4 3,6 4,1 5,5 4,4 5,8 6,5 3,1 5,0
легковые средний класс 3,7 5,4 7,7 4,7 4,8 6,1 4,8 6,5 7,2 3,3 5,7
микро-автобусы -особо малый класс 3,8 5,8 7,8 4,8 5,2 6,5 4,8 6,5 7,4 3,5 5,3

*/ Определена с учетом рекомендуемого приближения движущегося автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и автомобилям на местах хранения.

Примечание. При увеличении защитных зон автомобиля, приведенных в табл. 3, на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 м (но не более) ширина внутреннего проезда может быть уменьшена соответственно на 0,15; 0,3; 0,45 и 0,6 м.

На рисунке 4 представлены схемы размещения автомобилей в гаражах.

Рис. 4. Схемы размещения автомобилей в гаражах

а) манежное хранение, расстановка под углом 90°;

б) манежное хранение, расстановка под углом 60°;

в) манежное хранение, расстановка под углом 45°;

г) боксы в закрытом помещении, расстановка под углом 90°;

д) манежное хранение, расстановка под углом 45° с двумя проездами;

 

 

 

 

Рис. 5. Размеры площадок машино-мест и проездов между ними в случае въезда автомобиля на стоянку передним ходом

 

Кn - коэффициент эффективности = abn;

а — ширина проекции автомобиля;

b — длина проекции автомобиля;

с — размеры пролетов;

n— количество размещаемых в пролете автомобилей.

 

Рис. 6. Сравнительный анализ использования площади стоянок и выбора оптимальных конструктивных параметров для эталонного автомобиля


 

 

Вдоль стен, к которым устанавливаются автомобили торцевой и продольной сторонами, должны предусматриваться колесоотбойные устройства высотой не менее 0,12 м.

Высота помещений для хранения автомобилей от пола до низа выступающих строительных конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м высоту наиболее высокого автомобиля и быть не менее 2,0 м.

Для перемещения автомобилей по вертикали в гаражах с двумя и более этажами следует предусматривать изолированные (пристроенные) либо неизолированные от помещений хранения автомобилей (встроенные) рампы (пандусы) или наклонные междуэтажные перекрытия (рис. 7-8).

Рис. 7. Классификация и наиболее часто применяемые типы рамп

 

 

Рис. 8. Наиболее часто применяемые рампы

а - пристроенные прямолинейные однопутные рампы

б - встроенные прямолинейные двухпутные рампы (два одноходовых винта)

в - то же, однопутные рампы (два одноходовых винта)

г - то же, перекрещивающиеся рампы

д - прямолинейные однопутные рампы (один двухходовой винт)

е - однопутные полурампы (два одноходовых винта)

ж - то же, комбинированные

з - пристроенные криволинейные однопутные рампы (два одноходовых винта)

и - однопутная эллиптическая рампа (один двухходовой винт)

Изолированные пристроенные рампы типа «а», «з», «и» получили наибольшее распространение.

Встроенные неизолированные рампы типа «б», «в», «г», «д», предусматривающие транзитное движение через этажи гаража, могут быть применены в гаражах не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400м2.

Полурампы типа «е», «ж» применяются, как правило, в автостоянках открытого типа.

Общие для всех этажей гаража изолированные рампы должны располагаться у наружной стены здания, иметь естественное освещение и отделяться на каждом этаже от помещений хранения автомобилей, мойки, ТО и ТР противопожарными стенами или перегородками (в наземных гаражах).

В наземных гаражах допускается устройство неизолированных рамп:

в гаражах закрытого типа I и II степеней огнестойкости при суммарной площади их этажей (полуэтажей) не более 10400 м2;

в гаражах открытого типа.

В проекте необходимо предусмотреть одну двухпутную или две однопутные рампы

При проектировании рамп следует соблюдать следующие требования:

продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18%, криволинейных рамп - не более 13%, продольный уклон открытых, не защищенных oт атмосферных осадков, рамп - не более 10%;

поперечный уклон виражей криволинейных и прямолинейных рамп должен быть не более 6%;

сопряжение рамп с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола - не менее 0,1 м;

с обеих сторон проезжей части рамп должны предусматриваться колесоотбойные устройства (барьеры) высотой 0,1 м и шириной 0,2 м; средний барьер, разделяющий проезжие части двухпутной рампы, должен иметь ширину не менее 0,3 м;

на рампах с пешеходным движением с одной стороны должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м (на криволинейных рампах тротуар должен располагаться с внутренней стороны);

покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно иметь электрообогрев (включается зимой) и исключать скольжение;

наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 6%.

Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от ширины наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл.4.

Таблица 4

Ширина проезжей части рампы

Виды рамп Ширина проезжей части рампы
Прямолинейные однопутные Наибольшая ширина автомобиля плюс 0,8 м, по не менее 2,5 м
Прямолинейные двухпутные Удвоенная наибольшая ширина автомобиля плюс 1,8 м, но не менее 5 м
Криволинейные однопутные Ширина наибольшего автомобиля плюс 1 м, но не менее 3,1 м
Криволинейные двухпутные Удвоенная ширина наибольшего автомобиля плюс 2,2 м, но не менее 6,2 м

Примечание. Пассажирские лифты в гаражах предусматриваются при разности отметок пола первого и верхнего этажей более 12 м. Размеры кабины одного из пассажирских лифтов должны обеспечивать транспортировку инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

На рисунках 12-16 показаны минимальные горизонтальные проекции /рамп, наиболее часто применяемых в практике проектирования многоэтажных гаражей. Горизонтальные проекции рамп построены для автомобилей среднего класса с учетом всех действующих нормативных требований.

 

 

а) однопутная

б) двухпутная

Рис. 9. Минимальная горизонтальная проекция криволинейной

однопутной и двухпутной рампы. Уклон - 10 %;

 

 

 

а) однопутная

 

 

б) двухпутная

 

Рис. 10. Минимальная горизонтальная проекция прямолинейной полурампы (аппарели). Уклон 10 %

 

Рис. 11. Минимальная горизонтальная проекция однопутной прямолинейной одномаршевой рампы. Уклон 10 %

Рис. 12. Минимальная горизонтальная проекция прямолинейной двухмаршевой рампы. Уклон 10 %

а) однопутная; б) двухпутная.

 

Движение автомобилей на въездных винтовых рампах независимо от типа последних должно проектироваться в направлении против часовой стрелки; движение на выездных рампах в зависимости от их типа может иметь направление, как по часовой стрелке, так и против нее. Предпочтение следует отдавать последнему.

Помещения для хранения автомобилей допускается проектировать без естественного освещения или с недостаточным по биологическому действию естественным освещением.

На первом этаже в гаражах открытого типа следует предусматривать отапливаемые помещения для обслуживающего персонала, хранения противопожарного инвентаря ит.д.