Показатели качества масла.

Изменение качества контролируемых показателей масла (табл.8) свидетельствует о наличии следующих дефектов (причин):

1 рост показателя старения масла - перегрев подшипника, загрязнение масла продуктами износа и коррозии, срабатывание противокислотной присадки;
2 увеличение содержания воды - попадание воды в дейдвудное устройство;

3 увеличение содержания Na, Mg, хлоридов - износ, повреждения уплотнительный манжет, а также попадание морской воды в дейдвудное устройство;
4 изменения вязкости масла - старение и загрязнение масла продуктами износа.

Наличие в пробах масла Na, Mg и хлоридов свидетельствует о попадании в масло забортной воды. При выполнении лабораторных анализов достаточно определять Na и хлориды или Mg и хлориды.

Содержание воды и изменение вязкости масла в судовых условиях контролируется с помощью портативных экспресс-лабораторий анализа масла и топлива.

 

Таблица 8

 

  Контролируемый показатель Единица измерения Нормы допустимыхзначений Периодичность анализа
судового лабораторного
I Вода % ежемесячно не реже 1 раза в 6 мес,
Хлориды мг/л -
Старение масла (окисление по ИК- спектру) Абс/см -
Вязкость при 40 оС:      
снижение вязкости по сравнению с вязкостью свежего масла; % -15 ежеме- сячно
повышение вязкости по сравнению с вязкостью свежего масла % ежеме- сячно

 

Контрольные вопросы:

 

1. Условия работы дейдвудных устройств, дейдвудных подшипников и гребных валов, смазываемых водой.

2. Состав воды.

3. Физические свойства морской и речной воды.

4. Смазочное действие воды.

5. Нагрузочные характеристики.

6. Скорость скольжения, температура подшипников.

7. Материалы вкладышей дейдвудных подшипников.

8. Бакаут.

9. Текстолиты.

10. Резина.

11. Древопластики.

12. Полиамиды.

13. Дейдвудные подшипники с металлическим антифрикционным слоем и с масляной смазкой под давлением.

14. Освидетельствование дейдвудных устройств на основании Приложения 13 к Руководству по техническому наблюдению за судами в эксплуатации Российского морского Регистра судоходства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Пенкин Н.С., Сербин В.М. Основы трибологии и триботехника: учебное пособие, 2-е изд. – М. Машиностроение, 2011

2.Корнилов Э.В., Бойко П.В., Смирнов В.П. Дейдвудные устройства и валопровод морских судов ( конструкция, эксплуатация, ремонт). - Одесса, «Феникс», 2008

3.Колесников В.И., Иваночкин П.Г. Двухслойные композиции триботехнического назначения для тяжелонагруженных узлов трения. Ростов н/Д: РГУПС, 2009.

4.Гаркунов Д.Н., Мельников Э.Л., Гаврилюк В.С. . Краткий курс трибологии. Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2008, 344 с.

5.Бишутин С.Г., Горленко А.О., Матлахов В.П. Износостойкость деталей машин и механизмов . Учеб. пособие под ред. С. Г. Бишутина. - Брянск: БГТУ, 2010. -112 с.

6.Архангельский К.А., Кулапин А.В. Судовые подшипники из неметаллических материалов. Л.: Судостроение, 2009. - 264 с.

7.Кикичев Ш.В. Использование комплексной механохимической обработки на транспорте .Инженерный вестник Дона, № 2, 2007, стр. 27

8.Белаковский Я.И., Старосельский А.А. Дейдвудные подшипники. — М.: Морской транспорт,2005.- 103 с.

9.Шиманский Ю.А. Исследование главнейших факторов, влияющих на работу судовых валопроводов: Сб. статей по судостроению. Раздел третий. Разные вопросы. -Л.: Судпромгиз, 2004.

10.Российский Морской Регистр Судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. С-Пб: Транспорт , 2008 г. – 928 с.