Оформление неисправностей при почтово-грузовых перевозках.

Все случаи нарушений перевозки должны быть своевременно оформлены соответствующими актами для принятия по ним надлежащих мер.

Нарушения правил перевозки грузов, влекущих за собой имущественную ответственность, между предприятиями ГА, оформляются «актами о неисправностях» установленного образца. Эти акты являются внутренними документами и составляются в целях удостоверения нарушений правил перевозки грузов, проведения по ним расследований и принятия соответствующих мер.

 

Нарушения правил перевозки, которые влекут за собой ответственность предприятий ГА перед получателями (отправителями), оформляются коммерческими актами установленной формы.

 

Акт о неисправностях при перевозке грузов.

Акт о неисправностях при перевозке грузов составляется при приеме - передаче грузов работникам обслуживающей организации в процессе перевозки или передачи их по смене в следующих случаях:

 

a) при неправильном оформлении «Грузовой авианакладной», если это обнаружено в трансферном аэропорту или в аэропорту назначения;

b) при оставлении бортпроводником грузов на борту ВС без соблюдения требований по обеспечению сохранности принятых материальных ценностей;

c) при несоответствии фактического наименования, массы или количества мест груза данным, указанным в «Грузовой авианакладной» или «Почтово-грузовой ведомости/грузовом манифесте»;

d) при повреждении или при порче грузов, повреждении упаковки;

e) при обнаружении грузов без документов или документов без грузов;

f) при обнаружении утраченного груза;

g) при вскрытии или при опломбировании мест груза из-за обнаружения неисправностей;

h) при восстановлении нарушенной упаковки груза (переупаковывании) под бортом ВС до начала загрузки груза в БГО (данная процедура применяется в некоторых аэропортах ВС в исключительных случаях).

 

Акт о неисправностях составляется в момент обнаружения нарушений и подписывается лицами, в присутствии которых обнаружено нарушение: приемосдатчиком, грузчиком, бортпроводником или представителем авиакомпании, ответственным за коммерческую загрузку.

 

Акт о неисправностях при перевозке груза составляется в трех экземплярах. При составлении акты распределяются следующим образом, один экземпляр остается у бортпроводников и служит основанием для его ответственности или освобождения его от ответственности за неисправность грузов, второйнаправляется в аэропорт отправления, третий остается у обслуживающей организации, составившей данный акт.

 

 

Коммерческий акт (по грузу).

 

 

Коммерческий акт составляется при выдаче грузов получателю для удостоверения следующих обстоятельств:

 

a) несоответствия наименования, массы и количества мест груза данным, указанным в Грузовой авианакладной;

b) повреждения или порчи грузов;

c) обнаружения грузов без документов, а также документов без грузов.

 

В аэропорту отправления коммерческий акт составляется в случае полной утраты грузов.

 

Коммерческие акты не составляются, если утрата, недостача или повреждение произошли вследствие:

a) действий или упущений отправителя или получателя;

b) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть определены по наружному виду при приеме грузов;

c) сдачи грузов к перевозке без указания в "Грузовой накладной" его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при перевозке и хранении;

d) обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя;

e) непринятия необходимых мер к сохранению грузов управомоченными отправителем или получателем лицами, которые сопровождали грузы;

f) естественной убыли грузов при перевозке в пределах

g) установленных норм;

h) обнаружения недостачи грузов, прибывших в исправных таре, упаковке или в контейнере с исправными пломбами отправителя.

 

До тех пор, пока перевозчик не докажет одну из перечисленных причин, предполагается, что утрата, недостача или повреждение грузов произошли при перевозке.

 

Отказ от составления акта обжалуется через начальника смены аэропорта.

 

К составлению "Коммерческого акта" привлекаются:

a) сотрудник обслуживающей организации, обнаруживший неисправность грузов;

b) получатель грузов;

c) сотрудник обслуживающей организации, на ответственности которого находятся актируемые грузы.

 

Коммерческий акт подписывают указанные сотрудники обслуживающей организации и получатель груза, а также сотрудники, участвовавшие в удостоверении установленного факта или в проверке грузов. При несогласии кого-либо из указанных лиц, участвующих в составлении акта, с отмеченными в нем положениями в коммерческом акте должны быть сделаны оговорки; к акту должны быть приложены возражения в письменном виде.

 

"Коммерческий акт" составляется на бланках установленной формы в двух экземплярах:

a) первый экземпляр прилагается к грузовым документам и выдается получателю или отправителю;

b) второй экземпляр остается в аэропорту, составившем акт.

 

При составлении "Коммерческого акта" должны быть заполнены все разделы и графы с отражением в них подробных и объективных данных об обнаруженных неисправностях с указанием их причин и обстоятельств, которые могут как определить размеры неисправностей, так и выявить виновных лиц.

 

Оставлять в акте свободные (незаполненные) графы или прочеркивать их запрещается.

 

 

При описании повреждений упаковки мест грузов, недостачи массы и других неисправностей не разрешается делать записи в общих выражениях (например, "тара повреждена", "груз поврежден", "общая недостача десять кг" и т.п.), так как они не позволяют определить действительный характер, причины и размеры неисправностей, возникших при перевозке. Записи необходимо делать с подробным описанием характера неисправностей.

 

При обнаружении недостачи или излишка массы брутто против массы, указанной в "Грузовой авианакладной", в коммерческом акте должны быть даны ответы на следующие вопросы:

a) общая масса грузов, указанная в "Грузовой накладной",определена взвешиванием всей партии или отдельных мест груза?

b) имеется ли на местах груза маркировка отправителя о массе брутто и соответствует ли она фактической массе брутто, определенной при контрольном взвешивании?

c) в помещениях аэропорта (каких) или на открытом воздухе и сколько времени хранился груз?

d) соответствует ли тара установленным стандартам (ГОСТам) или техническим условиям и не могла ли упаковка способствовать порче грузов и уменьшению их массы?

 

Если в "Грузовой авианакладной" указана масса каждого места в отдельности, то необходимо вновь взвесить места груза и указать в акте их фактическую массу брутто.

 

Если на перевозку скоропортящихся грузов воздушным транспортом установлены нормы естественной убыли, в акте необходимо указать, какая оказалась недостача грузов против этих норм при взвешивании; соответствует ли качество грузов установленным техническим требованиям и имеется ли на данные грузы сертификат или качественное удостоверение. Если на данные грузы нормы естественной убыли при их перевозке воздушным транспортом не установлены, а по своим свойствам они подвержены естественной убыли, то об этом необходимо указать в акте.

 

При обнаружении грузов, имеющих повреждения упаковки или перевозимых без упаковки, в акте подробно должны быть указаны следующие обстоятельства:

 

a) в чем именно заключается неисправность (цела ли упаковочная проволока или контрольная металлическая лента, можно ли при такой неисправности упаковки изъять содержимое из тары);

b) имеется ли россыпь грузов, в каком количестве и в каком месте обнаружена, соответствует ли масса указанной в "Грузовой накладной";

c) характер повреждений упаковки (надлом частей, следы ржавчины, какого они происхождения);

d) если по требованиям ГОСТ или техническим требованиям грузы должны перевозиться в упаковке (таре), то указать, в какой таре грузы сданы к перевозке;

e) имеются ли какие-либо записи в "Грузовой накладной" о разрешении перевозки грузов без упаковки;

f) может ли обнаруженное повреждение препятствовать использованию грузов по назначению и требуется ли заключение об этом специалистов (экспертизы); если по мнению аэропорта отправителя или получателя такое заключение требуется, то для определения характера повреждения грузов и возможности их использования по назначению приглашается эксперт.

 

При обнаружении недостачи массы жидкого груза, перевозимого в бочках, указать, в чем заключается повреждение (выпадение днищ, ослабление обручей и т.п.), какова наполненность; определить причины повреждений (например, разрыв от разности барометрического давления во время полета). Если выявлены следы течи, указать, в каком месте имеется течь, как были уложены бочки во время хранения в аэропортах, имелись ли под бочками прокладки. При обнаружении течи жидких грузов из бочек, не имеющих признаков повреждения, аэропорт обязан произвести экспертизу для установления причин течи и соответствия тары свойствам перевозимых грузов.

 

При подмочке грузов в акте указываются все признаки, которые обнаружены при осмотре тары (например, на скольких местах имеются сырые пятна, каковы размеры этих пятен, состояние грузов под пятнами и т.п.).

 

В акте должны быть сделаны записи о наличии на местах груза специальной отправительской маркировки о мерах предосторожности при обращении с данными грузами ("верх", "стекло" и т.п.).

При обнаружении повреждений кип или тюков с мануфактурой в акте необходимо указать, соответствует ли упаковка грузов стандарту или техническим условиям. Если мануфактура упакована в кипы, указать материал (ткань, рогожа и т.п.) и способ (места увязаны веревками, металлической лентой или проволокой) упаковки, а также наличие и состояние пломб отправителя.

 

При обнаружении недостачи общей массы грузов указать в акте массу каждого отдельного места в поврежденной и исправной таре с тем, чтобы определить фактическую недостачу грузов в поврежденных местах (если имеется подозрение на то, что из мест груза с поврежденной тарой часть содержимого изъята, утеряна или похищена, то такие места подлежат вскрытию в установленном порядке).

 

При обнаружении следов хищения грузов в акте необходимо сделать записи:

 

a) о следах хищения (например, целы ли опломбированные шнуры и исправны ли пломбы);

b) о состоянии наружной упаковки и тары;

c) о наличии следов выемки содержимого из места груза;

d) о массе брутто места груза, в котором обнаружены следы хищения;

e) о месте, времени и обстоятельствах, при которых обнаружено место груза со следами хищения;

f) о следах подделки или подчистки надписей, печатей, подписей на перевозочных документах на данные грузы и на местах груза;

g) о других обстоятельствах, которые могут выявить причины хищения грузов и виновных лиц.

 

При обнаружении недостачи, порчи или хищения скоропортящихся грузов в акте необходимо сделать следующие записи:

 

a) какие конкретно выявлены неисправности перевозки грузов (повреждение упаковки, россыпь, течь, порча, заплесневелость грузов и т.п.);

b) в какие сроки данные грузы доставлены в аэропорт назначения или в трансферный аэропорт, считая с момента приема грузов к перевозке; кем разрешена перевозка;

c) имеются ли при "Грузовой накладной" качественные удостоверения или сертификаты, кем они выданы, правильно ли оформлены, какие сделаны записи в этих документах о качестве грузов, определен ли в них срок доставки данных грузов;

d) в какой таре перевозились грузы и отвечала ли она техническим условиям или требованиям, установленным ГОСТ; каково состояние и качество тары; имеются ли щели между дощечками, через которые может сыпаться груз; плотно ли обиты ящики; обвязаны ли они проволокой или упаковочной лентой;

e) в каком количестве содержимое грузов помещено в одну упаковку и соответствует ли масса одной упаковки груза техническим требованиям;

f) одинаково ли наполнение содержимым всех мест груза или некоторые из них (сколько именно мест) наполнены по-разному;

g) имеются ли признаки хищения грузов из упаковки (из скольких мест), чем обосновывается подозрение в хищении;

h) правильно ли уложены грузы внутри упаковки и соответствует ли укладка техническим условиям; одного ли сорта и качества грузы помещены в одну упаковку;

i) имеются ли на упаковке мест груза надписи о наименовании грузов и отправительская маркировка с указанием сорта, массы нетто и брутто и соответствия грузов данным маркировки, фактическому состоянию, качеству и массе нетто и брутто;

j) в каких помещениях склада или на открытом воздухе и в течение какого времени находились грузы;

k) перевозились ли грузы с сопровождающими лицами или без них;

l) какие допущены нарушения по хранению и транспортировке при перевозке скоропортящихся грузов воздушным транспортом.

 

При составлении "Коммерческого акта" оценка степени повреждения, порчи грузов или их части должна производиться экспертом. При такой оценке должны иметься счета, фактуры, прейскуранты и другие обосновывающие документы, на которые и должна быть сделана ссылка в "Коммерческом акте". В остальных случаях оценка стоимости повреждения, недостачи, порчи или снижения качества грузов и выявление конкретных виновных лиц могут быть сделаны лишь после тщательного расследования.