ЭКСПРЕССИВНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ
Весь комплекс разобранных в первой главе логически-композиционных функций определяет направление, по которому происходит движение композиционной формы любого музыкального произведения (формы как данности). Каждая из специальных функций обладает в данной отдельной историко-стилевой и жанровой сферах определенными выразительными возможностями. Выбором их руководит художественная идея конкретного музыкального произведения, реализация которой осуществляется на уровне формы как данности посредством экспрессивно-драматургических функций.
Если логически-композиционные функции показывают, как происходит движение музыкальной формы, то экспрессивно-драматургические функции определяют свойство того, что движется. Вольная аналогия, приводимая ниже, поможет пониманию этого соотношения.
Сутки как замкнутый отрезок времени обладают своим ритмом, отражающим закономерные смены форм жизнедеятельности человека — сна, пробуждения, часов труда, отдыха. Этот ритм заключает в себе также соотношение моментов времени — подготовка некоего акта, его свершение, возникающие последствия и т. п. Но конкретное наполнение этой «ритмической сетки» может быть различным по своему содержанию, по эмоциональной реакции человека на все, что с ним происходит, свидетелем чего он становится.
Если логически-композиционные функции определяются закономерностями распорядка возникающих музыкальных событий, то экспрессивно-драматургические функции — самим их содержанием. Следовательно, логически-композиционные функции образуют композицию музыкального произведения, а экспрессивно-драматургические функции — его драматургию.
Соотношение двух видов функций можно понять также как взаимодействие синтаксического и семантического уровней.
Подобно тому, как существует описанная нами система логически-композиционных функций, действует и многоуровневая система экспрессивно-драматургических функций. Однако между этими системами есть принципиальное отличие. Логическое начало по самой своей природе тяготеет к точности, строгости, тогда как экспрессивное начало (тоже по своей природе) обладает тенденцией к большей свободе, стихийности, меньшей урегулированности. Поэтому классификация экспрессивно-драматургических функций не может быть столь же строгой, как в системе логически-композиционных функций.
К сфере экспрессивно-драматургических функций относятся не поддающиеся регламентации сочетания типов воплощаемой выразительности (лирической, драматической, эпической, комической и пр.), отражаемых
душевных движений во всем их сложном многообразии1.
Всеобщее, охватывающее все сферы жизнедеятельности значение этих феноменов психической жизни человека составляет основу общих экспрессивно-драматургических функций, соответствующих общим логическим функциям, — они также лежат в основе связей музыки с жизнью.
Реализация всего комплекса общих экспрессивно-драматургических функций в музыке создает специальные музыкальные экспрессивно-драматургические функции, соответствующие уровню общих и специальных композиционных функций. Законы искусства требуют той меры отрегулированность, которая отличает художественную реальность от непосредственности жизненного процесса. Поэтому в музыкальной драматургии существуют общие принципы, организующие, казалось бы, стихийный эмоциональный поток, вводящие его в определенное русло.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ДРАМАТУРГИИ
1. Предварительные соображения
Категория качества 2
Воплощаемые в музыке душевные движения, виды выразительности в своей совокупности образуют недискретную шкалу качественных характеристик — от полной бесконтрастности до предельной (для данного историко-стилевого момента) конфликтности.
Принимая во внимание условность классификации недискретного ряда, а также неполную определенность понятий «контраст» и «конфликт», можно все же наме-
___________________________________________
1 Г. Риман пишет: «Содержание... музыки образуют мелодические, динамические и агогические подъемы и понижения, носящие на себе отпечаток породившего их душевного движения (разрядка моя. — В. Б.) и сочувственно настраивающие душу слушателя» (см.: Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. М., 1898, с. 10).
2 В данном и следующем разделах мы имеем в виду лишь конкретное применение общих философских категорий качества и количества к явлениям музыкальной драматургии.
тить три качественные категории как одну из основ классификации специальных экспрессивно-драматургических функций: 1) бесконтрастность, 2) контрастность и 3) конфликтность, создающие соответствующие типы драматургии3.
Такое условное деление методологически вполне возможно, поскольку действие экспрессивно-драматургических функций проявляется в конкретном музыкальном произведении, которое всегда дает основание для качественной эстетической оценки, для определения более или менее точной зоны на этой недискретной шкале.