ЭКСПРЕССИВНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ

 

Весь комплекс разобранных в первой главе логи­чески-композиционных функций определяет направле­ние, по которому происходит движение композицион­ной формы любого музыкального произведения (формы как данности). Каждая из специальных функций обла­дает в данной отдельной историко-стилевой и жанро­вой сферах определенными выразительными возможностями. Выбором их руководит художественная идея конкретного музыкального произведения, реализация которой осуществляется на уровне формы как данности посредством экспрессивно-драматургических функций.

 

Если логически-композиционные функции показы­вают, как происходит движение музыкальной фор­мы, то экспрессивно-драматургические функции опре­деляют свойство того, что движется. Вольная аналогия, приводимая ниже, поможет пониманию этого со­отношения.

Сутки как замкнутый отрезок времени обладают своим ритмом, отражающим закономерные смены форм жизнедеятельности человека — сна, пробуждения, часов труда, отдыха. Этот ритм заключает в себе также со­отношение моментов времени — подготовка некоего акта, его свершение, возникающие последствия и т. п. Но конкретное наполнение этой «ритмической сетки» может быть различным по своему содержанию, по эмоциональной реакции человека на все, что с ним про­исходит, свидетелем чего он становится.

Если логически-композиционные функции опреде­ляются закономерностями распорядка возникаю­щих музыкальных событий, то экспрессивно-драматур­гические функции — самим их содержанием. Сле­довательно, логически-композиционные функции обра­зуют композицию музыкального произведения, а экс­прессивно-драматургические функции — его драматур­гию.

Соотношение двух видов функций можно понять также как взаимодействие синтаксического и семанти­ческого уровней.

Подобно тому, как существует описанная нами система логически-композиционных функций, действует и многоуровневая система экспрессивно-драматурги­ческих функций. Однако между этими системами есть принципиальное отличие. Логическое начало по самой своей природе тяготеет к точности, строгости, тогда как экспрессивное начало (тоже по своей природе) об­ладает тенденцией к большей свободе, стихийности, меньшей урегулированности. Поэтому классификация экспрессивно-драматургических функций не может быть столь же строгой, как в системе логически-компози­ционных функций.

К сфере экспрессивно-драматургических функций относятся не поддающиеся регламентации сочетания типов воплощаемой выразительности (лирической, дра­матической, эпической, комической и пр.), отражаемых

 

душевных движений во всем их сложном многообра­зии1.

Всеобщее, охватывающее все сферы жизнедеятель­ности значение этих феноменов психической жизни чело­века составляет основу общих экспрессивно-драматургических функций, соответствующих общим логическим функциям, — они также лежат в основе связей музыки с жизнью.

Реализация всего комплекса общих экспрессивно-драматургических функций в музыке создает спе­циальные музыкальные экспрессивно-драматурги­ческие функции, соответствующие уровню общих и спе­циальных композиционных функций. Законы искусства требуют той меры отрегулированность, которая отли­чает художественную реальность от непосредственности жизненного процесса. Поэтому в музыкальной драма­тургии существуют общие принципы, организующие, казалось бы, стихийный эмоциональный поток, вводя­щие его в определенное русло.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ДРАМАТУРГИИ

 

1. Предварительные соображения

Категория качества 2

 

Воплощаемые в музыке душевные движения, виды выразительности в своей совокупности образуют недискретную шкалу качественных характеристик — от пол­ной бесконтрастности до предельной (для данного историко-стилевого момента) конфликтности.

Принимая во внимание условность классификации недискретного ряда, а также неполную определенность понятий «контраст» и «конфликт», можно все же наме-

___________________________________________

1 Г. Риман пишет: «Содержание... музыки образуют мелодичес­кие, динамические и агогические подъемы и понижения, носящие на себе отпечаток породившего их душевного движения (раз­рядка моя. — В. Б.) и сочувственно настраивающие душу слушате­ля» (см.: Риман Г. Систематическое учение о модуляции как ос­нова учения о музыкальных формах. М., 1898, с. 10).

2 В данном и следующем разделах мы имеем в виду лишь кон­кретное применение общих философских категорий качества и ко­личества к явлениям музыкальной драматургии.

 

тить три качественные категории как одну из основ классификации специальных экспрессивно-драматурги­ческих функций: 1) бесконтрастность, 2) контрастность и 3) конфликтность, создающие соответствующие типы драматургии3.

Такое условное деление методологически вполне возможно, поскольку действие экспрессивно-драматур­гических функций проявляется в конкретном музыкаль­ном произведении, которое всегда дает основание для качественной эстетической оценки, для определения более или менее точной зоны на этой недискретной шкале.