Мосты со сплошными главными балками

Тротуары и перила

Проезжая часть городских металлических мостов

Проезжая часть металлических мостов состоит из ездового по­лотна и поддерживающих его балок (балочной клетки).

Дорожное покрытие на городских металлических мостах устраи­вают из асфальтового бетона и реже - из цементного бетона. Иногда применяют деревянный настил. Другие виды покрытия встречаются редко. Нижняя несущая конструкция ездового полотна может быть деревянной, железобетонной или металлической.

Вес проезжей части составляет большую часть полной постоянной нагрузки металлических мостов. Поэтому облегчение проезжей части имеет большое значение, особенно в мостах больших пролетов.

Тротуары металлических мостов устраивают на консолях желе­зобетонной плиты или специальных металлических консолях, представляющих собой как бы продолжение поперечных балок проезжей части. Перила металлических мос­тов обычно делают металлическими. Перильные стойки закрепляют на концах тротуарных консолей. Перила городских мостов представ­ляют собой ответственный элемент архитектурного оформления. По­этому даже в тех случаях, когда их конструкцию делают простой и дешевой, необходимо заботиться об их художественном оформлении. На мостах в крупных городах, особенно если эти мосты являются историческими памятниками, применяют дорогие архитектурно оформленные перила из чугунного литья.

В мостах со сплошными главными балками пролетные строения имеют основные несущие элементы в виде балок двутаврового сече­ния с вертикальной стенкой из листовой стали (рис.26).

Главные достоинства таких балок - простота их конструкции, изго­товления и монтажа. Кроме того, мосты со сплошными балками име­ют небольшую строительную высоту, что облегчает устройство их с ездой поверху.

Несмотря на несколько большую затрату металла по сравнению сосквозными фермами, балки сплошного сечения широко применяются для пролетов до 60…80 м, а в отдельных случаях и значительно больших.

Преимущества сплошных балок особенно проявляются в мостах со сварными соединениями, получающих в последнее время все большее применение.

 

Рис. 26. Общий вид моста со сплошными главными балками.

Мосты со сплошными главными балками могут иметь пролетные строения разрезной, неразрезной и консольной систем. При небольших пролетах (до 30…40 м) в большинстве случаев применяют пролетные строения простой разрезной системы.

При больших пролетах для экономии металла, а также для сокра­щения объема опор целесообразно применять неразрезные или кон­сольные системы.

Разрезные балки для упрощения конструкции и облегчения изго­товления делают с параллельными поясами, т.е. постоянной высоты.

В неразрезных и консольных мостах главные балки постоянной вы­соты применяют при пролетах до 50…60 м.

Для больших пролетов приходится увеличивать высоту балок над промежуточными опорами, где возникают большие отрицательные моменты. Это достигается приданием нижнему поясу балок ломаного или криволинейного очертания. Для изго­товления удобнее конструкция с балками, имеющими постоянную ве­личину на большей части пролетов и увеличение высоты только на протяжении более коротких надопорных участков. Криволинейное очертание обычно придают только балкам особенно больших проле­тов.

Достоинством неразрезных мостов, кроме экономии в затрате ма­териалов, является также уменьшение числа поперечных швов в ез­довом полотне, устраиваемых в местах сопряжения пролетных строе­ний между собой и с береговыми опорами.

Консольные мосты в недалеком прошлом строили очень часто. В настоящее время этот вид балочных металлических мостов почти не применяется из-за более сложной конструкции и низких динамических качеств по сравнению с неразрезными мостами. Устройство консоль­ных пролетных строений может быть целесообразно только в мос­тах больших пролетов при неблагоприятных грунтовых условиях когда из-за опасности просадок опор неразрезная система неприем­лема.

За последние годы в городских и автодорожных мостах получила широкое применение новая рациональная конструкция пролетных строе­ний, в которых металлические балки объединены для совместной ра­боты с железобетонной плитой проезжей части.