Общие сведения

Железобетонные мосты, впервые появившиеся в конце прошлого века, в настоящее время широко применяются в городах и на автомо­бильных дорогах благодаря ряду их преимуществ перед мостами из других материалов.

Эти мосты, как и каменные, долговечны. Правильно спроектирован­ный и доброкачественно построенный железобетонный мост может служить долгий срок.

В железобетонных мостах применяют простую или предваритель­но напряженную арматуру. Предварительно напряженная арматура в городских мостах за последние годы стала встречаться все чаще.

Железобетонные мосты выполняют в виде монолитных конструк­ций, бетонируемых на месте, или в виде сборных конструкций, монти­руемых из элементов, изготовленных на специальных заводах, базах или на площадке строительства.

Монолитные конструкции, бетонируемые на месте, широко приме­нялись в мостостроении в течение долгого времени. Большинство су­ществующих железобетонных мостов имеет монолитную конструкцию. Однако постройка таких мостов требует возведения подмостей и опа­лубки и выполнения на месте строительства моста арматурных и бе­тонных работ. Конструкцию можно бетонировать только при положительной температуре или применяя специальные методы бетонирования на морозе.

Применение сборных конструкций позволяет индустриализировать их изготовление и монтаж, а также дает возможность легче использовать для строительства в зимний период.

Для возведения сборных конструкций мостов не требуется опалубки и сложных подмостей. Однако доставка элементов сборных конструкций к месту строительства, особенно по городу, не всегда оказывается простой; трудности возрастают с увеличением веса и длины перевозимых элементов. Поэтому сборные конструкции получили распространение главным образом в железобетонных мостах небольших пролетов. Сборными могут быть и мосты больших пролетов, однако опыт строительства таких мостов пока еще невелик.

Несомненно, что в будущем наряду с расширением применения для мостов сборных конструкций в ряде случаев будет целесообразно и устройство монолитныхмостов.

Железобетонные мосты обладают большой жесткостью. В эксплуатации они требуют небольшого ухода и незначительных расходов, связанных с надзором и содержанием.

В экономическом отношении железобетонные мосты, при небольших и средних пролетах, по строительной стоимости, обычно оказыва­лся более выгодными, чем металлические. При больших же пролетах (более 80...100 м) металлические мосты в большинстве случаев требуют меньших затрат на строительство.

Рис.11. Москворецкий мост в Москве.

В СНГ построено много выдающихся городских и автодорожных железобетонных мостов. К их числу относятся: мост им. Володарского р. Неву в Ленинграде с пролетом 101 м; мост на Хорошевском; в Москве пролетом 100,8 м, мост через р. Москву в Москве пролетом 92,0 м (рис.11), мост через р. Ангару в Иркутске и другие.

По статическим схемам и условиям работы под нагрузкой железобетонные мосты делятся на балочные, рамные и арочные.

Наиболее широко в городах применяют железобетонные балочные и арочные мосты.