Общие сведения
Железобетонные мосты, впервые появившиеся в конце прошлого века, в настоящее время широко применяются в городах и на автомобильных дорогах благодаря ряду их преимуществ перед мостами из других материалов.
Эти мосты, как и каменные, долговечны. Правильно спроектированный и доброкачественно построенный железобетонный мост может служить долгий срок.
В железобетонных мостах применяют простую или предварительно напряженную арматуру. Предварительно напряженная арматура в городских мостах за последние годы стала встречаться все чаще.
Железобетонные мосты выполняют в виде монолитных конструкций, бетонируемых на месте, или в виде сборных конструкций, монтируемых из элементов, изготовленных на специальных заводах, базах или на площадке строительства.
Монолитные конструкции, бетонируемые на месте, широко применялись в мостостроении в течение долгого времени. Большинство существующих железобетонных мостов имеет монолитную конструкцию. Однако постройка таких мостов требует возведения подмостей и опалубки и выполнения на месте строительства моста арматурных и бетонных работ. Конструкцию можно бетонировать только при положительной температуре или применяя специальные методы бетонирования на морозе.
Применение сборных конструкций позволяет индустриализировать их изготовление и монтаж, а также дает возможность легче использовать для строительства в зимний период.
Для возведения сборных конструкций мостов не требуется опалубки и сложных подмостей. Однако доставка элементов сборных конструкций к месту строительства, особенно по городу, не всегда оказывается простой; трудности возрастают с увеличением веса и длины перевозимых элементов. Поэтому сборные конструкции получили распространение главным образом в железобетонных мостах небольших пролетов. Сборными могут быть и мосты больших пролетов, однако опыт строительства таких мостов пока еще невелик.
Несомненно, что в будущем наряду с расширением применения для мостов сборных конструкций в ряде случаев будет целесообразно и устройство монолитныхмостов.
Железобетонные мосты обладают большой жесткостью. В эксплуатации они требуют небольшого ухода и незначительных расходов, связанных с надзором и содержанием.
В экономическом отношении железобетонные мосты, при небольших и средних пролетах, по строительной стоимости, обычно оказывался более выгодными, чем металлические. При больших же пролетах (более 80...100 м) металлические мосты в большинстве случаев требуют меньших затрат на строительство.
Рис.11. Москворецкий мост в Москве.
В СНГ построено много выдающихся городских и автодорожных железобетонных мостов. К их числу относятся: мост им. Володарского р. Неву в Ленинграде с пролетом 101 м; мост на Хорошевском; в Москве пролетом 100,8 м, мост через р. Москву в Москве пролетом 92,0 м (рис.11), мост через р. Ангару в Иркутске и другие.
По статическим схемам и условиям работы под нагрузкой железобетонные мосты делятся на балочные, рамные и арочные.
Наиболее широко в городах применяют железобетонные балочные и арочные мосты.