Расположение городских мостов в профиле

Расположение городских мостов в профиле, или так называемая вертикальная их планировка, зависит от ряда факторов: рельефа берегов у места перехода, расчетных горизонтов воды пересекаемой реки, требований судоходства, условий городского движения и т.д.

В зависимости от совокупности условий проектирования мостового перехода вертикальная планировка городского моста может быть осуществлена различными способами.

Рис. 9. Варианты вертикальной планировки городских мостов

В тех случаях, когда разность отметок между уровнем набережных и верхом судоходного габарита достаточна для размещения в этих пределах конструкции пролетных строений моста, и когда движение вдоль набережной невелико и может быть развязано в одном уровне, мост располагают в одном уровне с набережными (рис. 9, а). С точ­ки зрения удобства движения транспорта, а также в архитектурном отношении такое решение является наилучшим.

Если судоходный габарит не помещается под мостом, расположен­ным в одном уровне с набережными, то мост можно устроить с дву­сторонним уклоном (рис. 9, б). Продольные уклоны на мосту при этом не должны превышать 2—3%; встречные уклоны должны сопрягаться вертикальной кривой радиусом не менее 400 м.

 

 

Рис. 10. Участки мостового перехода через большую реку.

Если требования судоходства заставляют поднять мост настолько высоко, что расположить его концы в одном уровне с набережными невозможно, то приходится устраивать подходы к мосту в виде спе­циальных наклонных въездов - рамп (рис. 9,б). Уклон их не должен превышать 4…41/2% и лишь в исключительных случаях может составлять 5…6%. Наклонные въезды на довольно большую длину входят в прилегающие к мосту улицы или предмостные площади. Дви­жение вдоль набережной в этом случае пропускают через специальные путепроводы, при недостаточной высоте подходов может быть осуще­ствлено опускание уровня проезда по набережной, если нужно, то да­же ниже уровня воды в реке (рис. 9, г).

Местные топографические условия иногда заставляют прибегать к особым решениям при вертикальной планировке моста. Так, если один берег значительно выше другого, то может оказаться целесообразным устройство моста на одностороннем уклоне (рис. 15, д). Величина уклона на мосту не должна быть более 2…3%. При очень высоком и крутом береге подход может быть устроен в виде тоннеля (рис. 15, е)или направлен вдоль склона высокого берега и сопряжен с мостом кривой. Во всех случаях наибольший уклон подходов не должен пре­вышать 4…5%.

В случае устройства моста на большой многоводной реке, когда вы­бор места перехода в основном определяется режимом реки, топогра­фическими и геологическими условиями, трасса мостового перехода обычно имеет следующие характерные участки (рис. 10) мост I, спуск с моста на пойменную насыпь II, пойменная насыпь III, cпуски с бе­регов речной долины на пойменную насыпь и на мост IV. Отметка проезда на мосту зависит от размеров подмостового габарита и строительной высоты пролетных строений. Отметка бровки пойменной на­сыпи должна возвышаться не менее чем на 0,5 м над расчетным высоким уровнем воды у верхового откоса насыпи. Расчетный уровень оп­ределяется с учетом высоты волны с набегом, а также нарастания гори­зонта воды вдоль насыпи от устоя моста к границе разлива.

Если по реке необходимо пропускать крупные суда, а поднятие уровня моста на большую высоту по планировочным соображениям невозможно, то приходится устраивать разводной мост. В этом случае разводной пролет размещают в наиболее удобном для судоходства месте и придают ему размеры, отвечающие судоходным требованиям; отметку же проезда на мосту делают одинаковой с отметкой набереж­ных или близкой к ней.

В продольном профиле мостового перехода надо избегать перело­мов профиля и устройства вогнутых вертикальных кривых в местах сопряжения моста с подходами. Конец вертикальной кривой должен располагаться не ближе 10 м от начала моста.

Городские мосты, особенно короткие, часто располагают на горизонтальных площадках. Однако для улучшения водоотвода с проезжей части моста, осуществляемого при горизонтальной площадке только за счет поперечного уклона, на более длинных мостах следует делать од­носторонний или двусторонний уклон, равный хотя бы 1%.

В тех случаях, когда сопряжение моста с примыкающими к нему улицами осуществляется с помощью предмостных площадей, их про­дольные уклоны не должны быть более 2%, а поперечные – 1…1,5%.

При вертикальной планировке съездов, служащих для связи моста. С набережными, должно уделяться внимание вертикальной микропла­нировке. Отдельные участки съездов, на которых происходят крутые повороты автотранспорта, надо делать с более пологими уклонами. Так, на кривых крутых радиусов, по которым производятся правые по­вороты с рамп моста на съезды к набережным и при выезде с этих съездов на рампы моста, а также на сопряжениях съез­дов и набережных, уклоны следует принимать в пределах 2…2,5%.

Вертикальная планировка городских мостов должна не только обес­печивать удобство движения транспорта и отвечать архитектурно-пла­нировочным требованиям, но и правильно решать вопросы водоотвода с проезжей части, тротуаров моста и подходов.