Обслуживание электродвигателей

 

Электродвигатели, устанавливаемые в помеще­ниях с нормальной средой, должны иметь защи­щенное исполнение. В местах, где возможно попада­ние в двигатель пыли и других веществ, разрушаю­щих изоляцию, применяют двигатели закрытого исполнения. Двигатели, эксплуатируемые на откры­том воздухе, имеют исполнение закрытое или спе­циальное, соответствующее условиям их работы. Электродвигатели, которые размещают в поме­щениях, где возможно оседание на обмотках ве­ществ, нарушающих естественное охлаждение, Должны иметь исполнение закрытое обдуваемое или продуваемое (с подводом чистого воздуха).

Перед включением электрической машины в ра­боту убеждаются в отсутствии на ней или внутри ее посторонних предметов — инструментов, случай­но оставшихся после ремонта и прочих работ, проверяют состояние контактных колец или коллектора, соответствие напряжения сети напряжению электродвигателя, правильность сопряжения валов Двигателя и приводимого механизма: осматривают подводящие кабели и затяжку заземляющих болтов. Если на подшипниках электрической машины имеется указатель уровня масла, проверяют его наличие. Приведенные положения относятся к электрическим машинам, находящимся в эксплуа­тации и включаемым после остановки.

При подготовке к пуску электрических машин после монтажа проводят проверки и испытания в объеме, предусмотренном ПУЭ. После пуска контролируют их работу, обращая внимание на то, чтобы не было перегрева корпуса машины и под­шипников, вибрации, шума или гудения сверх уста­новленной нормы, а также биения ременной пере­дачи или соединительной муфты, значительного искрения щеток.

В соответствии с Правилами технической экс­плуатации электроустановок потребителей элек­трические машины останавливают аварийно при появлении дыма или огня из машины или пуско­регулирующей аппаратуры; несчастном случае, требующем остановки машины; сильной вибрации, создающей угрозу поломки машины; недопустимом перегреве подшипников; заметном снижении числа оборотов, сопровождаемом быстрым нагревом ма­шины.

Большинство современных двигателей рассчитано на работу при температуре газообразной ох­лаждающей среды 40°С и охлаждающей воды 30°С.

Степень нагрева определяется термометром, дру­гими приборами, установленными на корпусах ма­шин, подшипников, или рукой. Термометр прикла­дывают к тем частям машины, где можно ожидать максимального нагрева. Для лучшего соприкосно­вения с измеряемой поверхностью, обеспечивающе­го более точный замер, шарик термометра оберты­вают фольгой; чтобы избежать охлаждения тер­мометра, шарик вверху закрывают ватой, тряпкой или другим теплоизоляционным материалом.

Температуру обмоток двигателей, в особенности роторов, часто определяют сравнением сопротив­ления обмоток в нагретом и холодном состояниях (табл. 15). Величина допустимого перегрева за­висит от класса изоляции (табл. 16). Кратковре­менные максимальные превышения температуры отдельных частей двигателя могут быть на 10°С больше.


 

Лекция 7