Обслуживание электродвигателей
Электродвигатели, устанавливаемые в помещениях с нормальной средой, должны иметь защищенное исполнение. В местах, где возможно попадание в двигатель пыли и других веществ, разрушающих изоляцию, применяют двигатели закрытого исполнения. Двигатели, эксплуатируемые на открытом воздухе, имеют исполнение закрытое или специальное, соответствующее условиям их работы. Электродвигатели, которые размещают в помещениях, где возможно оседание на обмотках веществ, нарушающих естественное охлаждение, Должны иметь исполнение закрытое обдуваемое или продуваемое (с подводом чистого воздуха).
Перед включением электрической машины в работу убеждаются в отсутствии на ней или внутри ее посторонних предметов — инструментов, случайно оставшихся после ремонта и прочих работ, проверяют состояние контактных колец или коллектора, соответствие напряжения сети напряжению электродвигателя, правильность сопряжения валов Двигателя и приводимого механизма: осматривают подводящие кабели и затяжку заземляющих болтов. Если на подшипниках электрической машины имеется указатель уровня масла, проверяют его наличие. Приведенные положения относятся к электрическим машинам, находящимся в эксплуатации и включаемым после остановки.
При подготовке к пуску электрических машин после монтажа проводят проверки и испытания в объеме, предусмотренном ПУЭ. После пуска контролируют их работу, обращая внимание на то, чтобы не было перегрева корпуса машины и подшипников, вибрации, шума или гудения сверх установленной нормы, а также биения ременной передачи или соединительной муфты, значительного искрения щеток.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрические машины останавливают аварийно при появлении дыма или огня из машины или пускорегулирующей аппаратуры; несчастном случае, требующем остановки машины; сильной вибрации, создающей угрозу поломки машины; недопустимом перегреве подшипников; заметном снижении числа оборотов, сопровождаемом быстрым нагревом машины.
Большинство современных двигателей рассчитано на работу при температуре газообразной охлаждающей среды 40°С и охлаждающей воды 30°С.
Степень нагрева определяется термометром, другими приборами, установленными на корпусах машин, подшипников, или рукой. Термометр прикладывают к тем частям машины, где можно ожидать максимального нагрева. Для лучшего соприкосновения с измеряемой поверхностью, обеспечивающего более точный замер, шарик термометра обертывают фольгой; чтобы избежать охлаждения термометра, шарик вверху закрывают ватой, тряпкой или другим теплоизоляционным материалом.
Температуру обмоток двигателей, в особенности роторов, часто определяют сравнением сопротивления обмоток в нагретом и холодном состояниях (табл. 15). Величина допустимого перегрева зависит от класса изоляции (табл. 16). Кратковременные максимальные превышения температуры отдельных частей двигателя могут быть на 10°С больше.
Лекция 7