ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Резюме

 

1. Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только начиная с 1910 г.

2. Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

3. Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

4. Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. В данной книге основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.

5. Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

6. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Опишите некоторые различия между организациями древности и современными организациями.

2. Кратко опишите три подхода к управлению, рассмотренные в тексте.

3. Кратко опишите три школы управленческой мысли, которые получили развитие в первой половине XX века.

4. Каковы четыре функции процесса управления?

5. Ответы на какие три основных вопроса дает функция планирования?

6. Каковы существенные характеристики функции организации?

7. Что такое социотехнические системы?

8. Проведите различия между открытой и закрытой системами.

9. Обсудите методологию ситуационного подхода.

10. Что такое управление: наука или искусство?

 

1. Какую роль играет коммуникация в структурировании организации?

2. Сравните теорию системного и ситуационного подходов.

3. Опишите опыт работы в организации, который вы накопили, с точки зрения процесса управления.

4. Что общего между различными подходами к управлению, изложенными в данной главе.