Погонная активная проводимость
Погонная емкостная проводимость
Под действием электростатического поля между проводами фаз, а также между проводами и землей возникают токи смешения, изменяющиеся по синусоидальному закону и практически не имеющие активной составляющей, так как потери, связанные с переориентацией диполей диэлектрика (в данном случае воздуха), ничтожно малы. Значение этих токов, называемых «зарядными», определяется частичными емкостями между фазами и между каждой из фаз и землей. При транспозиции результирующий зарядный ток фазы определяется так называемой «рабочей» (эквивалентной) емкостью линии (Со, Ф/км), которой соответствует погонная емкостная проводимость (bо, См/км), определяемая выражением
bо =ωС0 = (ωπεεо)/ ln (Dcp / Rпр)(10.5)
где ε — относительная диэлектрическая проницаемость, отн.ед.;
ε 0 = 1/4π∙ 9 ∙ 106 Ф/км — электрическая постоянная; остальные обозначения те же, что и в выражении (10.3).
При fном = 50 Гц с учетом того, что для воздуха ε≈ 1,
bо =7,58∙10-6/ ln (Dcp / Rпр)(10.5)
Электростатическое поле линии при определенных условиях вызывает ионизацию слоя воздуха вблизи поверхностей проводов фаз. Это явление, получившее название явления коронирования проводов (или коротко — явления короны), возникает при превышении напряженностью электрического поля на поверхности провода некоторого критического значения. Коронирование проводов сопровождается акустическим шумом и помехами радио- и телевизионному приему. Затраты активной мощности на ионизацию воздуха (потери мощности на корону) в схеме замещения учитываются введением активной проводимости линии g. Ее погонное значение g0 (См/км) приближенно может быть определено по среднегодовым погонным значениям потерь мощности на корону (ΔРкор 0) и номинальному напряжению линии согласно выражению
g0 ≈ΔРкор 0 / U2ном
Значения ΔРкор 0 определяются экспериментально для различных районов страны и приводятся в соответствующей справочной литературе. У воздушных линий (ВЛ) с нерасщепленной фазой при напряжениях 110 кВ и менее потери на корону пренебрежимо малы, поэтому их схемы замещения не содержат поперечных ветвей с активной проводимостью. Лишь начиная с (Uном = 220 кВ, потери на корону становятся более или менее заметной величиной в суммарных потерях мощности, что влечет за собой необходимость их учета в технико-экономических расчетах. Однако в расчетах режимов электрических сетей 220 кВ при проектировании
Рис. 10.32. Варианты схем замещения линий электропередачи:
а — общего вида; б — упрощенная (без учета активной проводимости поперечных ветвей); в— приближенная (при замене поперечных ветвей постоянной зарядной мощностью); г — без поперечных ветвей (при пренебрежении как активной, так и емкостной проводимостями); д — без учета индуктивного сопротивления и проводимостей
обычно используют схемы замещения линий без активных проводимостей, так как возникающая при этом погрешность в определении режимных параметров не превышает погрешности исходных данных.
Наряду с абсолютными значениями погонных параметров полезно представлять и соотношения между активным и индуктивным сопротивлениями v= r0/х0, активной и емкостной проводимостями s = g0 / b0
а также погонные значения зарядной мощности QC 0= U2ном ∙b0 . Знание значений этих параметров позволяет ориентироваться в выборе подходящего для целей исследования или расчета варианта схемы замещения линии (рис. 10.32).