Праздники, связанные с рождением и развитием ребенка

Ыз айттыру

 

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами. Существуют различные виды «қыз айттыру». Если дети (мальчик, девочка) маленькие, или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит, они хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других - девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Выше названное сватанье называется «бел құда» (до рождения детей). Ну, а сватают с колыбели - «бесік құда» (бесік - колыбель). Иногда человек женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так и называют «қарсы құда» - «взаимный сват». Люди, продрлжившие свое сватовство, т.е. ставшие дважды сватами, называются «сүйек жаңғырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «құда түсу» (сватовства). Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай№ запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет,а мужчина - старше женщины на 25 лет. На не равный брак разрешение не дается. «Қыз айттыру» служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи.

 

 

 

Шілдехана (праздник рождения)

 

Рождение ребенка является большим семейным праздником. К нему готовятся заранее и ждут его с нетерпением. В народных традициях нашли отражение различные этические стереотипы поведения молодых родителей в связи с рождением сына или дочери. Например, уже в первый вечер после рождения ребенка в доме собирались родственники, друзья. Этот праздник назывался шілдехана, шілде күзет. Поздравления близких символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов. В которых народ верил издавна. При первом укладывании ребенка в колыбель в нее, согласно традиции, должно было быть положено семь необходимых вещей. Во-первых, то, чем укрывают ребенка: одеяло, шапан (халат), а во-вторых, для будущей жизни малыша: кебенек (одежда воина или пастуха), тон (шуба), жабу (попона для коня), жүген (узда), қамшы (камча, плеть). Каждый предмет символизировал определенное пожелание: шапан - быть достойным сыном своего племени, узда - стать ловким наездником, кебенек - вырасти воином-батыром. В первый же день рождения малыша в доме собиралась молодежь. Появление нового члена семьи, особенно если это мальчик. Считалось большим праздником. Гости исполняли традиционную песню, в которой звучали добрые напутствия: расти большим. Здоровым, веселым. Добрым, умным, имей храброе сердце и т.п. В этот торжественный день закалывали барана - қалжа. Его мясо и печень первой должна была попробовать молодая мать и сделать это еще до сбора гостей. До исполнения ребенку 40 дней его обычно не показывали посторонним, опасаясь сглаза.

 

Бесік той (праздник колыбели)

 

Неделю спустя после рождения ребенка в казахских семьях обычно устраивали праздник колыбели - бесік той, на который приглашали соседей. Они приносят подарки ребенку и матери. В этот же день объявляется имя ребенка. Право выбора имени представляется обычно старшим членам семьи (дедушке, бабушке) или мулле, а в некоторых случаях почетному гостю - құтты қонақ . Этот обычай характеризовал уважение к старшим и преклонение перед их мудростью и жизненным опытом. Имя ребенка обычно связывалось с образом жизни казахов и олицетворяло мужество, стойкость или какие-либо иные качества у мальчиков, красоту и доброту у девочек. Многие казахские имена связаны с различными объектами природы. Например,Айкун (Луна-Солнце), Айжарық (Светлая Луна), Айсулу (Лунная красавица), Жолбарыс (Тигр), Арыстан (Лев) и другие. Если до этого в семье умирали или погибали дети (что часто случалось при кочевом образе жизни), то новорожденным довались такие имена, как Тохтар, Турар, Турсын, Токтасын, означающие «Пусть останется жить!», либо Төлеген, Толемис, Өтеген, Өтемис, Өленди, означающие «возвращенный. Восстановленный, возмещенный». Имена также могут зависеть и от погды, в которую родился ребенок, например, Жанбырбай (рожденный в дождь), дня недели или бывают связаны с какими-либо пожеланиями: Мынжасар - «Пусть проживет 1000 лет!», Жузбай, Токсанбай (имена. Означающие числа 100, 90), Омирзак, Жасыбай (долголетний), Балгабек (крепкий, как молоток), Айбат (смелый), Досжан (преданный друг), Есболат - «Пусть будет умным», Жайлаубай (добр душой), Дарын (талантлив) и т.д. В семье, где желали мальчика, а рождалась девочка, ей иногда довали мужское имя: Ултусын - «Пусть сын родится за ней» или Кызтума - «Не роди девочку» и т.п. Иногда дети до совершеннолетия носили «ложное имя» (өтірік ат). Люди верили, что смысловое значение имени влияет на судьбу человека, приобщает его к желаемой социальной группе. Наречение ребенка именем с отрицательным значением предполагало обман злых сил, сохранение малыша от зглаза или других бед. Иногда, также как и умногих других народов, имя давалось в честь родственников или особо почитаемых, выдающихся людей, чтобы ребенок вырос похожим на них и стал их достойным преемником. Пожелания ребенку довались всеми родственниками и имели определенный этический смысл, так как вырабатывали психологическую установку на достижение желаемых целей. «Ребенка воспитывай с колыбели. - учит казахская мудрость,- поскольку привычки трехлетнего сохраняются до восьмидесяти лет». Поэтому особенно важны первые годы жизни, когда формируются основные качества, черты характера и адекватное восприятие окружающего мира. По убеждения казахов, имя также настраивает ребенка на определенный стиль поведения, образ мыслей и т.д. Например, Кайрат обычно развивает в себе силу, Сауле заботится о своей внешности, а Айбат, Арыстан обяз0ательно должны быть смелыми. Таким образом, вера в могучую судьбоносную силу имени связана с представлениями о единстве человека и его имени, в котором воплощены самые лучшие пожелания его близких, их жизненные принципы и этические идеалы. С точки зрения психологической науки, само имя в определенном смысле обязывает его носителя подчиняться той идее, которую заложили в день наречения. Этико-психологическая значимость праздника колыбели заключалась в том, что в этот день вырабатывались определенные моральные установки, давались мощные положительные эмоции.

 

Қырқынан шығару (Праздник сорока дней)

 

Этот семейный праздник еще раз свидетельствует о том огромном внимании, которое уделяется в казахской семье новорожденному. По традиции, торжество обычно проводится на сороковой день со дня рождения ребенка. Приглашенных очень много, и празднество проходит в торжественной обстановке. В этот день с ребенка впервые снимают ит көйлек (собачью рубашку), в которую его одевали сразу же после рождения. По народному поверью, «у собаки сорок душ», и поэтому «собачья рубашка» должна оберегать малыша от всех бед. Но к сорока дням он считается уже достаточно «большим». И охраняющую его рубашку можно снять и отдать собаке, предварительно завернув в нее какую-нибудь еду в качестве награды. После снятия этой рубашки ребенка обычно купают в сорока ложках воды. Приговаривая: «Пусть 30 позвонков твоих и 40 ребер поскорее закрепятся». Затем следует первая стрижка, которую доверяют самому уважаемому человеку в семье. Чаще всего женщине. Снятые волосы скатывают на ладони в клубок и подшивают младенцу под воротник его одежды. Первые состриженные ногти собирают, заворачивают в траву и закапывают в землю. Также поступают с первыми выпавшим зубом и волосом. Эти обычаи связаны с древней верой в священность первых волос и ногтей, которые, по поверью, должны продолжать свой рост вместе с ребенком. Родители верили, что долгое сохранение в земле срезанных волос и ногтей принесет их потомку избавление от земных проклятий со стороны возможных будущих врагов и убережет его то прочих бед. Народные традиции имеют огромное нравственное значение. Этическая их сущность заключается, прежде всего, в том, что они формируют определенную психологическую установку. Которой ребенок подсознательно будет следовать в будущем. Наставления и пожелания, родных должны сформировать определенный стереотип поведения и образа жизни, а также выработать полезные привычки. А страх перед карой за отход от заветов отцов и близких людей оградит, человека от совершения дурных поступков и будет способствовать продолжению традиций рода, поддерживанию древних обычаев и добропорядочных взаимоотношений.

 

Тұсау кесу (ритуал резания пут)

 

Этот обычай связан с первыми самостоятельными шагами ребенка и исполнения ему года со дня рождения. В этот день проводилась специально посвященная этому событию традиционная игра, исполнялись песни в сопровождении домбры. Самая старшая из гостей женщина, обычно бабушка, а иногда и сама мама, обвязывала шерстяными нитями ноги ребенку, а затем в присутствии всех родственников перерезала эти путы, что символизировало путь малыша к самостоятельности. Взяв ребенка за руку, его как бы вводили в новый мир, в котором ждет много интересного и загадочного. Этот ритуал сопровождался исполнением песни «Тұсау кесу жыры». Присутствующие на празднике гости давали малышу напутствия и пожелания. В песнях и наставлениях прослеживаются элементарные этические нормы, которых следует придерживаться в дальнейшей жизни. Этот обряд как бы продолжал праздник колыбели, но на нем ребенок уже ведет себя более осознанно и лучше воспринимает своих близких. Он уже говорит первые слова, начинает ходить и постепенно познавать окружающий мир. Малыш уже свободен от «пут», державших его в колыбели. Этический смысл ритуала резания пут состоит, прежде всего, в том, что ребенок получает определенную свободу и простор для дальнейшего развития и формирования самостоятельной и независимой личности. В напутствиях взрослых четко формируется психологическая установка, направленная на соблюдение нравственных устоев семьи, укрепляется уважение к старшим, стремление следовать их примеру. Положительные эмоции, которые испытывает малыш при общении с многочисленными родственниками, а также торжественное исполнение обряда способствуют развитию уверенности и определенной самостоятельности. Обязательно предусматривалось исключение. Казахские семьи были обычно многочисленны и многодетны. Самим родителям было практически невозможно управиться со всеми детьми и одновременно вести хозяйство. Поэтому дети рано приобщались к трудовой деятельности. Особое внимание в этом плане уделялось девочкам - первым помощницам матери. Старшие дети заботились о малышах, для которых их пример всегда считался важным, а указания незыблемыми. Все развлечения казахских детей, так или иначе, были связаны с трудом. Мальчики с малых лет исполняли роль пастухов, помогая мужчинам пасти скот, следили за телятами и жеребятами, а девочки помогали в домашнем хозяйстве, осваивая важнейшую «науку» - создание уюта в доме, приготовление пищи, уход за малышами. Они учились шить, вышивать, ткать ковры, обрабатывать продукты животноводства (изготовлять войлок и кошму из овечьей шерсти, плести веревки из конского волоса, шить обувь, одежду и т.д.). Даже игрушки они делали себе сами: под руководством старших шили тряпичных кукол. В казахских семьях особое внимание всегда уделялось воспитанию девочек. Родители и близкие относились к ним с особенной заботой и нежностью, что способствовало выработке положительных, жизненно необходимых качеств и оберегало от каких-либо нарушений принятых норм девичьего поведения. Не только в своей собственной семье, но и во всем ауле девушка всегда чувствовала, что она окружена вниманием. Таким образом, девочки росли самостоятельными, хозяйственными, рано осваивали навыки ведения домашнего хозяйства, приготовления пищи и ухода за детьми. Это свидетельствует о том, что с раннего возраста их начинали готовить к будущей семейной жизни, для начала которой вполне приемлемым считался возраст 13-16 лет. Мальчики с 7-8 лет помогали родителям в обработке земли, уборке урожая, а в 10-13 лет они уже участвовали в поливе, учились управлять водоподъемными сооружениями. В казахских народных пословицах ярко запечатлено отношение к труду и понимание его важной роли в жизни человека: «Без мук труда не будет достатка никогда», «Джигиту нет счастья без труда, народу - без единства», «Труд жизнь украшает», «Имя джигита трудом славится», «Умельцу все двери открыты», «Скот расплодится у того, кто умеет за ним ухаживать», «Без знаний работы не добыть, без работы сытым не быть» и т.д.

В рассказах и баснях И. Алтынсарина «Щедрый человек», «Паук, муравей и ласточка» и др. главной мыслью является то, что только полноценный труд способен сделать человека счастливым. Поэтому все дети в казахских семьях рано приобретали необходимые трудовые навыки и закалялись физически на степных просторах. Только избалованные были ленивы, в чем винили обычно их родителей: «Отец мягко сердечный - сыну раздолье», «Избалованная матерью девочка останется не у дел». По мнению Абая, лишь в труде спасение от многих бед: «Если бы все люди всегда на совесть трудились, то самая скудная земля одарила бы нас своими плодами». Поэт-мыслитель подчеркивал, что «ум складывается в процессе труда», поэтому умный человек осознает необходимость работать и трудиться, а глупый надеется лишь на Аллаха. В повседневном труде дети закалялись и крепли физически. Пример взрослых и стремление быть похожими на них способствовали более раннему взрослению и формированию устойчивых трудовых навыков. В труде и охоте, скачках и играх молодые люди развивались физически, закаляли свой характер и самосовершенствовались. Казахская пословица гласит: «Кто найдет источник труда, тот найдет богатство». Таким источником у казахов издавна было животноводство: «Богатый овцами - богат всем», «Боль за скот - боль души», «Пока не разведешь овец, не думай о богатстве». Не случайно, в качестве калыма обычно довались овцы. Крупный рогатый скот тоже являлся важной животноводческой частью хозяйства: «У кого корова, у того айран густой», «Кто богат коровами, у того вдоволь масла», - нередко отмечали казахи. Большое значение придавалось и лошадям, без которых была немыслима жизнь кочевника: «Хороший конь - спутник человека», «Конь - лучший подарок для джигита». Народная мудрость высмеивала лодырей, а также тех, кто не научился с детских лет трудиться: «Не умеющий рыбачить - только воду мутит», «Кто не находит зверя, обвиняет в этом своего коня, кто не попадает в зверя, обвиняет в этом свое ружье». Особую популярность среди детей и подростков имели конно-спортивные игры: байга- скачки, сайс - сбивание с лошади, аударыспак - единоборство всадников, тезгинге таласу - борьба за поводья, состязание на поддержание равновесия, перетягивание веревки. В настоящее время многие из этих игр превратились в национальные виды спорта. Они формировали ловкость, выносливость силу и сноровку. Уже в дошкольном возрасте основная масса детей умела управлять лошадьми, становясь отличными наездниками. Даже маленького ребенка часто возили верхом по аулам и пастбищам, приучая самостоятельно сидеть в седле, а когда ему исполнялось 3 года, сажали на лошадь, выполняя определенные обряды. В 5 лет малыш должен был уже сам, без помощи взрослых, взбивать в седло лошади, а в 7 лет его уже допускали к участию в скачках. Девочки также осваивали технику верховой езды с раннего детства. Как отмечал исследователь Э.С. Вульфсон, «они чувствуют себя на коне также ловко и спокойно, как на собственных ногах». Существовало несколько разновидностей официальных спортивных соревнований казахов на лошадях. Это кунан-байга - скачки на трехлетках, донен-байга - скачки на четырехлетках, а некоторые подготовленные мальчики допускались к участию в аламан-байге, скаковая дистанция, на которой достигала 50 верст. Во время больших соревнований наездник иногда находился в седле до 6 часов, начиная от легкой езды до места старта и бешеной скачки до финиша. Спортивные игры и труд в животноводческом и земледельческом хозяйстве развивали у подрастающего поколения стойкость и смелость, мужество и ловкость, а также способствовали укреплению мышечной системы и закаливанию организма в целом. Одной из наиболее популярных у казахов является игра в айсыки, способствующая развитию двигательных навыков рук, особенно пальцев. Она положительно влияет и на развитие и укрепление зрительного анализатора. Координируя движения рук ребенка и его зрительные реакции, эта игра является своеобразным упражнением для формирования зрительно-двигательных восприятий. В детских играх принимали участие и взрослые, которые учили игровому мастерству, ловкости, сноровке, передавая свой опыт, и личным примером побуждали детей развивать физически. Все это способствовало становлению личности ребенка, а также, что не менее важно, выработке и и формированию полноценной гармонически развитой личности.