В Древней Москве

МЕТРО

 

Представить себе (сегодняшняя Москва) без метро все равно что вообразить ее без Кремля. Между тем Московский метрополитен на восемь веков моложе самого города. Первая линия метро приняла пассажиров (пятнадцатое мая) тысяча девятьсот тридцать пятого года, а первый проект (строительство метро) был предложен еще в тысяча девятьсот втором году, но был отклонен.

Только в тысяча девятьсот тридцать первом году к (планы строительства) метро было решено вернуться.

Сегодня в метро протянуло свои линии по всему городу. Пассажиры проезжают сотни километров , входят и выходят на (десятки станций). Так что представить себе без метро никак невозможно!

 

( По материалам «Детской энциклопедии»)

 

 

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ОТ «А» ДО «Я»

КАНУТЬ В ЛЕТУ означает забвение. Согласно древнегреческим мифам Лета – река в загробном царстве Аида. Души умерших пили из нее воду и, обретя вечнй покой, забывали всю свою прошлую жизнь

 

$Тесты для самоконтроля

32.Определите предложение, где надо обособлять деепричастный оборот.

a) Мне дали лекарство беспокоясь о моем здоровье.

b) Он ушел не солоно хлебавши.

c) Он согласился со мной скрепя сердце и ушел.

d) Нельзя жить сложа руки.

33.Определите строку с деепричастиями совершенного вида.

a) Поблагодарив за помощь, закрыв окно.

b) Беседуя с братом, приближаясь к цели.

c) Глядя на девушку, радостно улыбаясь.

d) Отвечая на вопрос, волнуясь за друга.

34.Укажите предложение, в котором имеется деепричастие.

a) Я жила припеваючи, стараясь понять себя.

b) Ветер, все еще сильный, дул теперь с востока.

c) Весь дом казался спящим, несмотря на освещение.

d) Без знания психологии нельзя быть учителем.

35.Укажите побудительное предложение.

a) Принять его, просить, сказать, что дома!

b) Так и шло дело.

c) Что б было в нем толку без вас?

d) Что у тебя за охота всех женить?

 

ГЛОССАРИЙ

 

русский казахский английский
уникальные места уникал жерлер Unique places
историческое наследие тарихи мұра Historical heritage
культурное наследие мәдени мұра Cultural heritage
туристических маршрутов туристтык жолдар tourist routes
многообразный көп түрлі к diversity
Путешествие в Россию Ресейге саяхат Travel to Russia
Выбирать маршрут Бағытты талдау Choose route

 

 

Задание на СРС1. Вы впервые в России. Составьте текст электронного письма с элементами описания домой, к друзьям. Выразите свое восхищение увиденным, расскажите о том, как вы провели день, расспросите о новостях, поделитесь своими. Формат – 7-9 предложений. Используйте 2-3 междометия, несколько восклицательных предложений, не менее пяти прилагательных, три причастия, два деепричастия.

 

2. Составьте текст-описание Ваших родных мест.

2. Прочитайте текст..

 

 

Река в последний разкруто повернула и ударилась в кручи Воробьевых гор. На них нерушимо высятся сосновые красные боры. Река устремилась мимо гор к востоку, вырвалась наконец из лесных объятий, пологой серповидной излучиной обогнула широкую, всю залитую солнцем, сияющую и зеленую, с крохотными издали стадами луговую равнину Замоскворечья. По ней кое-где сереют избы под желото-бурой соломой кровель, островато высятся маковки старого Данилова монастыря.

На этом берегу постройки густеют в путанице дорог, огородов, садов, тянутся вдоль реки Неглинной, пеегороженной мельничными запрудами. ОТ Боровицких ворот вереницы хором ремесленников уходят вплоть до Яузы и по речному берегу, и стороною вдоль Коломенского пути. На мосту перед Боровицкой башней Кремля, сердца города, вечно толпящийся народ. Да и в самой крепости о постоянной толпы горожан, холопов, дружинников, моназхов и мирян, нищих и юродживых, от многочисленных боярских возков, конной стражи, купцов, татарских гостей, персиян в полосатых халатах, вездесущих тверян, сноровистых новгородцев и разбитных купцов-москволян порой не пробиться к теремам. ратникам приходится древками копий расчищать дорогу княжескому поезду.

 

3. Как вы думаете, какой истоический период русской столицы описан в тексте?:

4. Какие слова позволили вам сделать такой вывод?

5. Найдите в тексте не менее 10 устаревших слов.

6. Найдите толкование этих слов и составьте словарик.

 

Устаревшее слово Толкование слова
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Задание на СРСП   Перескажите текст НОВГОРОД   В старину говорили: "Где София - тут и Новгород". И эти слова вспоми-наются не только у стен Софийского собора, а уже за восемь - десять километ-ров до города, когда еще только предвкушаешь очередную встречу с ним, потому что золотой купол Софии виден издалека. Он венчает плоский силуэт Новгорода, нестерпимо сияя под солнцем, как перо жар-птицы, уроненное на самом краю зеленых далей.   А стоя у подножия кремлевских стен Новгорода, в каких-нибудь ста мет-рах от Софийского собора, видишь прежде всего эти дали, которые подступили к городу так близко, что уже перестали быть далями, а стали городом, или, вернее, город стал их частью. И в этой неразрывности города и окрестных лугов, в не-расторжимости жилых кварталов и не тронутого рукой человека ландшафта за-ключена не только берущая человека в плен красота, но и движущая сила исто-рии Новгорода, сделавшая его в эпоху средневековья одним из крупнейших цен-тров Европы.   Во все'века своей истории Новгород был не просто городом, жившим от-личным от деревни образом. Он был центром громадной округи, которая прости-ралась на многие сотни километров вокруг него, и владение этой округой было главной основой его экономического процветания, политических успехов и куль-турного развития. Власть над новгородской землей Новгород не делил ни с кем, и другим городам, основанным здесь новгородцами, с самого начала была отве-дена только одна роль - служить крепостями на дальних подступах к столице. Лишь Ладога и Русса были также городами в полном смысле этого-слова. К нов-городцы бдительно следили за ними, отправляя к их жителям посадников, чтобы не повторился опыт Пскова, который некогда входил в состав Новгородской зем-ли, но затем обрел независимость. Отними у Новгорода земли, и город погибнет, лишившись питающих его соков. Это прекрасно понимали новгородцы, запретив приглашаемым к ним князьям владеть землями на большей части новгородских владений. Это хорошо понимали и соперники Новгорода: подчинение его Москве началось с отвоевания у него наиболее важных для существования города территорий. Распространив на сотни километров свою власть, сам Новгород не имел, однако, возможности значительно расширять территорию собственно города. Он окружен с трех сторон заливными лугами, болотами, низменными местами, в которые уже к концу XIV века уперлась его застройка. Не мог он тогда продви-гаться и в четвертую сторону, на север, где были удобные для освоения участки: здесь с древности обосновались крупнейшие монастыри, ревниво охранявшие свои владения. Сегодня город значительно расширился в северном направлении, но ес-тественные условия положили шесть веков назад рубеж его продвижению во все другие стороны. И именно поэтому современный человек видит из древнего цен-тра Новгорода те же луга, озера и речки, которые открывались глазу многих по-колений наших предков. В большинстве других случаев древние города, продол-жая жить и сегодня, стирают новыми постройками древний окрестный ландшафт. В Новгороде этого не случилось. Древний городской вал и сегодня, как шесть веков назад, служит границей города и земли.   (По В.Л. Янину)

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 23 Русское музыкальное искусство Письменная речь.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

Послушайте текст.[1, с. 80].

Ответьте на вопросы:

1. Какими чудесными свойствами обладала музыка Орфея?

2. Какую роль в жизни человек а играет музыка?

3. О чем поведала легенда, прослушанная вами?

4. Какую роль играет легенда в нашей жизни

 

Прочитайте текст.

"Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его"

 

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни. Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

 

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их постановку.

 

 

Музыка вход… в нашу жизнь с детских лет. Правда наши ранние музыкальные вп…чатления чаще всего ограничены самыми пр..стыми видами музыки песней, маршем и танцем. Но к этой музыке мы быстро привыкаем и начинаем по-настоящему понимать любить песню марш или танец.

 

¤Переведите текст на казахский язык. Перескажите текст на русском языке.

Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

 

¤Объясните значение выражений: играть важную роль, смиренно шли, внутренний мир, сила музыкального искусства.

¤Составьте со словосочетаниями свои предложения: мелодичный звон, удивительный певец, эстетический вкус, тонкие переживания.

¤Составьте текст приглашения на студенческий концерт.

 

 

_______________________________________

 

___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

_______________

 

§ Грамматический комментарий