Истоки, сущность и последствия первой русской революции 1905-1907 гг.

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ.

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Оставьте бессмысленные мечтания».Так сформулировал свое политическое кредо в тронной речи молодой царь Николай II, который в 1894 г. после жесткого правления Александра III пришел к власти. Дело в том, что российское общество ожидало про­должения реформ. Многие надеялись на некоторую устоявшуюся «закономерность»: Петр III был плохой император, Екатерина II — хорошая правительница, Павел I — са­модур, Александр I — просвещенный и либеральный, во всяком случае, в начале царст­вования, Николай I — «Палкин», Александр II — «Освободитель», Александр III — проводил контрреформы, следовательно... Одним словом, на приход Николая II мно­гие рассчитывали. И напрасно. На очередные реформы Николай II пошел только под напором революции.

К началу XX в. Россия являлась единственным в Европе государством, кото­рое не имело конституции и оставалось абсолютной монархией. Для политиче­ского строя было характерно следующее:

♦ Сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в ру­ках императора. Работу Совета министров и Комитета министров направлял сам царь. Должности премьер-министра не было. Высокая степень бюрократизации страны. Насчитывалось около 500 тыс. ран­говых чиновников.

♦ Отсутствовали элементы представительной демократии, в стране не было пар­ламента.

♦ Деятельность политических партий и профессиональных союзов находилась под запретом.

♦ Самодержавие опиралось на армию, полицию и жандармерию.

Местная власть сосредоточилась в руках губернаторов, губернских присутст­вий но различным вопросам (но крестьянским, рабочим и другим делам). Земства занимались народным образованием, здравоохранением, ветеринарией, статисти­кой, страхованием от пожаров, собирали местные налоги для улучшения обществен­ного быта. С 1889 г. деятельность земств контролировали и ограничивали земские начальники (эту должность занимали исключительно потомственные дворяне), наделенные значительными полномочиями. Городские думы занимались благо­устройством. Земская интеллигенция была недовольна административным про­изволом и стремилась объединиться.

К XX в. России насчитывалось 1,2 млн., потомственных и 620 тыс. личных дво­рян. К 1897г. дворянами по происхождению были 30,7% чиновников и 51,2% офицеров.

Дворяне, правда, были разные. Официальным статусом потомственного дворя­нина пользовались В. И. Ульянов, Ф. Э. Дзержинский, Г. В. Чичерин (впоследст­вии известный нарком иностранных дел в составе Совнаркома). Дворянами были богатейшие семьи Голицыных, Демидовых, Оболенских, Шереметевых, Юсуповых и др. Дворянство явно дифференцировалось. Так, среди офицеров в начале XX в. помещиками были только 10-15%. Даже в верхнем эшелоне власти, среди государ­ственных служащих I—III классов свыше 60% жили лишь за счет жалованья. На рубеже XIX-XX вв. ежегодный доход составлял: члена Государственного совета — 20 тыс. руб., министра — 18 тыс. (министр внутренних дел — 24 тыс.), директора департамента — свыше 8 тыс., губернатора – 5-8 тыс., городового – 140-180 руб. Другие группы работавших имели следующий ежегодный доход: профессор университета – до 3 тыс. руб., учитель гимназии – 900 руб., уездный врач – около 500 руб., квалифицированный рабочий – 350 руб.

В общей сложности на государственной службе была занята примерно четвер­тая часть дворянства. Дворянами были члены Государственного совета, минист­ры, большинство чиновников министерств, губернаторы. Земскими начальниками, обладавшими большой административной и судебной властью, с 1889 г. могли стать лишь потомственные дворяне. Губернские предводители дворянства участ­вовали во всех коллегиальных органах местной власти, уездные — фактически возглавляли уездную администрацию. Дворяне занимали ведущее положение в земствах. Председателями земских управ после земской контрреформы 1890 г. могли стать только лица, имевшие высокий класс по табели о рангах, т. е. те же дворяне. Немало дворян служили офицерами в армии, на флоте, в полиции, жан­дармерии, в других государственных структурах. Дворянами по происхождению были многие студенты. Большинство преподавателей вузов считались находящи­мися на государственной службе. Защита кандидатской диссертации позволяла получить личное дворянство, докторская степень и профессорское звание откры­вали путь к потомственному дворянству.

Дворянство как корпорация гордилось своим прошлым, заслугами перед госу­дарством, старалось в семейно-бытовых отношениях не смешиваться с другими сословными группами. Некоторые служили добросовестно. Некоторые стреми­лись занять «теплое местечко» в правлении какого-нибудь акционерного общест­ва и жить без особых хлопот. Дворянство теряло землю, переходившую к буржуа­зии, к крестьянам. Российская бюрократия, защищая интересы дворянства как экономически и политически господствующего сословия, была основной силой, тормозившей прогрессивное развитие страны, ее демократизацию. Любое расши­рение демократических начал в стране рассматривалось в контексте возможного ослабления привилегированного положения дворянства. При этом наиболее даль­новидные, либерально настроенные деятели оставались в своей дворянской среде в меньшинстве

Дворянство монопольно господствовало в жизни российского государства и общества на протяжении XVI-XIX вв. В передовых странах Запада дворянство в XVIII-XIX вв. уступило свое место новым хозяевам жизни, новой элите — про­мышленникам, финансистам, предпринимательскому классу, который называли капиталистами, или буржуазией. В России «капиталисте люди» прийти к власти не успели. Самодержавие желания потесниться и уступать не проявляло, превращалось в объект для недовольства со стороны самых различных общественных сил. Россия всегда отстава­ла в своем общественно-политическом развитии, но рано или поздно приходила к пониманию необходимость создать те же социально-политические институты, ко­торые давно имелись в соседних странах.

В конце XIX в. образуются нелегальные политические партии, особенно на национальных окраинах. Социал-демократическую программу приняли: Армян­ская социал-демократическая партия «Гнчак» (1887), Социал-демократия Коро­левства Польского и Литвы (1893), Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (1897), Российская социал-демократическая рабочая партия (1898), Революционная украинская партия (1900) и др. Народнические традиции продолжали неонароднические партии: «Дашнакцутюн» (1890), Партия социа­листов-революционеров (1901),Белорусская социалистическая громада (1902), Украинская партия социалистов-революционеров (1902) и др. Осторожными и менее активными были российские либералы и консерваторы. Лишь в 1904г. появились «Союз "Освобождение"», Союз земцев-конституционалистов. Большин­ство политических организаций, особенно либеральных, монархических, предпри­нимательских, оформилось в 1905г.

Политические партии проводили свои съезды, принимали программные доку­менты, распространяли свои идеи через печать и другими способами. Спектр про­граммно-политических - требований был весьма широк — от свержения царизма, установления республики и уничтожения частной собственности у социалистов до сохранения в неприкосновенности политического и экономического строя у монархистов. Все политические партии стремились выражать интересы широких слоев населения, но обычно опирались на определенные социальные группы.

Легально действовали кооперативные, культурно-просветительные, научные, литературно-художественные и другие неполитические объединения, за деятель­ностью которых наблюдала полиция. Вплоть до 1905г. деятельность профессио­нальных союзов в России не разрешалась.

В экономике России конец XIX в. оказался временем бурного подъема. Росло промышленное производство, что стимулировалось нуждами армии и железно­дорожного строительства. Главная особенность российской экономики заключа­лась в значительной роли государственного сектора. Крупные казенные заводы (Охтинские пороховые, Сестрорецкий оружейный, Александровский и др. — в Пе­тербурге, Тульский оружейный и др.) обслуживали армию. В силу военно-страте­гических интересов государство выкупало у частных акционерных обществ же­лезные дороги. Государственное регулирование способствовало экономической стабилизации, защите экономических интересов страны. В то же время частные предприниматели зависели от позиции бюрократических структур, широко ис­пользовали взятки для получения выгодных заказов. Привлечение иностранных капиталов, которое поощрял крупный государственный деятель, министр финансов С. Ю. Витте, положительно сказывалось на развитии российской промышленно­сти и не приводило в это время к экономической зависимости России от внешних сил.

С. Ю. Витте провел ряд важных реформ. Вместо системы откупов была введе­на государственная монополия па продажу спиртных напитков, что дало в руки государства устойчивый источник доходов. Витте провел денежную реформу, в результате которой рубль стал обмениваться на золото, превратился в одну из самых устойчивых мировых валют вплоть до Первой мировой войны. Началась капиталистическая индустриализация страны, ускоренное развитие тяжелой про­мышленности. Для этого в стране имелись природные и людские ресурсы, фи­нансы, достаточный уровень развития науки и техники.

Развитие промышленности по-прежнему сдерживалось узостью внутреннего рынка, слабым потребительским спросом со стороны крестьянства, которое состав­ляло большинство населения и вело полунатуральное хозяйство. Из-за выкупных платежей, высокой арендной платы, сохранения общинного землепользования, ма­лоземелья, из-за бедности большинства хозяйств крестьяне не располагали день­гами для покупки промышленных товаров. В 1902 г. под руководством Витте был разработай вариант ликвидации общинного хозяйства и перехода крестьян к ча­стной поземельной собственности, но он не был реализован. Витте, не поддержи­вавший и внешнеполитические авантюры, получил отставку. «Он меня заслоня­ет», — говорил Николай II.

Огромная разница в социальном статусе, материальном положении между раз­личными группами, населения была характерной особенностью страны.

В начале XX в. жалованье губернаторов, сенаторов, директоров департаментов министерств, генералов и других высших чинов составляло от 5 до 15 тыс. руб. Это без преми­альных, подъемных, проездных, наград, дивидендов от вкладов в банках, взяток и т. д. Для рабочего, мастерового, ремесленника доход колебался от 250 до 750 руб. в год, для рядового офицера — 600-800 руб. Студенты «укладывались» в 15-30 руб. в месяц. Россия была страной острых социальных контрастов, противо­речий. Многие видели назревание революции.