Критерии оценки

Личностная сфера

Диагностика в старшей группе

Оценка результатов

Критерии оценки

Критерии оценки

Критерии оценки

• Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков —2 балла.

• Ребенок верно показывает кубики, но путается в названи­ях цветов — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлен­ность)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

• Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.

• Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испыты­вал затруднения при выполнении задания — 1 балл.

• Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не
смог подобрать пары — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понима­ния инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психо­лог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Ког­да ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

• Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.

• Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.

• Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не
понял инструкции — 0 баллов.

В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Высокий уровень —8—12 баллов.

Средний уровень —5—7 баллов.

Низкий уровень — 0—4 балла

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Лесенка» (самооценка)

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю сту­пеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступень­ку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хоро­ших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит вос­питатель*? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

• Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Поло­жение на любой из нижних ступенек (тем более на самой

* Если в группе работают два воспитателя, то следует спросить про каждого.

нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицатель­ном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. • Признаком неблагополучия как в структуре личности ре­бенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми явля­ются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя по­ставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том слу­чае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

В Протоколе указывается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье; а также отказ ребен­ка от выполнения задания.

2. Общая осведомленность С у б т е с т 2. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способ­ности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее мол­ча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, пси­холог может оказать ему помощь, задав следующие вопросы:

—Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?

—Где и как растет морковка, редиска? И т.п.