Лекция 9. Биосфера и человек

9.1. Человек как особый уровень организации живой материи. Феномен человека "как существа трёхстороннего - биосоциокультурного"

С биологической точки зрения появление человека разумного - вполне ординарное событие. Количество всех видов животных, населяющих Землю - более полутора миллионов, из них видов позвоночных насчитывается около 70 тысяч, среди которых и биологический вид - человек разумный (Home sapiens).

Но человек- носитель разума, мысли, особый феномен природы. Человека можно рассматривать как особый уровень организации живой материи.

Живой организм представляет собой открытую физико-химическую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. В отношении человека как биологического существа это может быть выражено словами французского физиолога Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни».

Для наглядности представим схематически термины и понятия, характеризующие развитие и разнообразные системы саморегуляции живого организма (см. схему 59).

 

Схема 59. Развитие и разнообразные системы саморегуляции живого организма

v Онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований организма от зарождения до конца жизни - изучен весьма недостаточно, чтобы целенаправленно влиять на индивидуальное развитие организма человека с целью его здоровья и продления жизни.
v Гомеостаз - разнообразные системы саморегуляции на уровне клеток и на уровне тканей - опирается на понятие отрицательной и положительной обратных связей. Отрицательная обратная связьприводит при нарушении равновесия в гомеостатических системах живых организмов к устранению этого нарушения и возвращению системы в исходное состояние. Итак, именно отрицательная обратная связь лежит в основе «постоянства внутренней среды - обязательного условия свободной жизни человека». Положительная обратная связь приводит к тому, что возникающее возмущение вызывают такие последствия, которые его усиливают то есть нарушают «условие свободной жизни человека». Это стрессы, болезни, а порой и социальные катастрофы.
v Эндокринная и нервная системы управления. В нервной системе управления в качестве каналов передачи информации выступают нейроны и особая роль в управлении принадлежит безусловным и условным рефлексам.Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течении всей жизни. Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами. С помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования. В эндокринной системе управления в качестве каналов передачи информации выступают гормоны, секреция которых реализуется по принципу отрицательной обратной связи.
v «Органы управления клетки» - ДНК, состоящие из нуклеотидов, последовательностью которых кодируется генетическая информация, и рибосомы, осуществляют информационно-аналитическую функцию.

 

«Постоянство внутренней среды» взаимосвязано с биологическими часами, как бы встроенными в организм на основе безусловных и условных рефлексов. С биологическими ритмами необходимо увязывать ритм труда и отдыха и помнить как о генетике биологических, так и о социокультурных часах человека. Биоритмы проявляются не только во время бодрствования, но и во время медленного и быстрого сна. При этом сновидения – нормальная психическая деятельность мозга.

Преимущество человека перед другими высшими животными закреплено в материальном носителе разума - мозге. Выделить принципиальные различия в строении мозга человека и шимпанзе удалось только в последние 30 - 40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей.

Эволюция мозга, его усложнение идет не столько за счет количественного роста нервных клеток (хотя такой рост имеет место), сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие решения.

Нобелевская премия в области физиологии 1981 года была присуждена Р. Сперри за исследование межполушарной асимметрии головного мозга, т.е. различий функций двух его полушарий. На макроуровне мышления в целом намечаются две тенденции в психологическом восприятии действительности: правополушарная - интегрирующая, синтетическая, левополушарная - дифференцирующая, аналитическая. В частности, левое полушарие ответственно за речь и логическое мышление, а правое полушарие за ориентацию в пространстве и восприятие музыки и живописи.

Может сложиться иллюзия, что каждая из тенденций познавательной деятельности мозга, взятая в отдельности, искажает восприятие действительности. На самом деле обе тенденции способствуют адекватному объяснению природы и имеют одинаковую значимость в её познании. Именно в гармонии обеих тенденций познания окружающий мир постигается в адекватной форме не только отдельным человеком, но и научной мыслью коллективного разума.

Отметим одно характерное обстоятельство так же задающее единое поле сознания. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

У человека выделяются лобные доли, которые согласно сложившимся представлениям осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, достигающая 25%. Комментарии здесь излишни.

Итак, со строением мозга и его программированием генетическим аппаратом, развивающимся в процессе обучения и воспитания, взаимосвязана особая нейрофизиологическая сущность человека, проявляющаяся в едином поле сознания. Единое поле сознания связывает эмоции, сознание, внимание память, мышление в единое поле функциональной системности.

Представим единое поле сознания схематически (см. схему 60) на основе терминов и понятий, характеризующих особую физиологическую сущность человека.

 

Схема 60. Единое поле сознания в терминах и понятиях, характеризующих особую физиологическую сущность человека.

v Сознание. В рамках материализма сознание определяли как высшую форму отражения мозгом человека окружающего мира в форме сознания. В рамках дуализма сознание - это особая форма бытия, включающая в себя как материалистическое, так и идеалистическое познание мира. В последние годы формировалась и становилась всё более популярной в философии и особенно в нейрофизиологии концепция сознания как реального биологического феномена. Она противоположна и дуализму и материализму. Согласно этой концепции сознание состоит из внутренних, качественных, субъективных состояний: ощущать, знать, мыслить и чувствовать. Сновидения при таком подходе тоже являются формой сознания (иногда говорят о подсознании), хотя они во многом отличаются от обычного сознания во время бодрствования. Главные черты сознания в рамках данной концепции заключаются в том, что оно качественно, субъективно и едино. Качественность, субъективность и единство - не отдельные черты, скорее, как отмечает крупный американский философ Джон Сёрль, они являются аспектами одного свойства, и это свойство - глубинная сущность сознания, которая, на наш взгляд, подлежит все более возрастающему естественнонаучному познанию.
v Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.
v Память - способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. При этом эта способность мозга не может быть сведена к компьютерным программам или к функциональным состояниям некой системы. Она включает в себя прежние впечатления, интеллектуальное оценивание, опыт, «направление соответствия от разума к миру и направление причинности от мира к разуму».
v Внимание - сосредоточенность, избирательно познавательная направленность физиологических процессов, нацеленная на определенный объект, значимый в данный момент. Очевидно проявляется и в «направлении соответствия от разума к миру и направлении причинности от мира к разуму».
v Мышление - сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач. Верхняя граница продуктивности мышления задается индивидуальным уровнем общего интеллекта, который можно разделить на вербальный (лингвистический), пространственный и формализованный (физико-математический) подуровни. При этом, пожалуй, сознательная рациональность должна служить причинным механизмом, который работает причинно, хотя и не на основе предварительных достаточных причинных условий.
v Разум - способность понимания и осмысления; в ряде философских учений - высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей, высший уровень мышления. Однако, как подчеркивал академик Н.Н. Моисеев, мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным рационалистическим представлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности особенно важно при рассмотрении биосоциокультурной модели человека.

Взаимодействие общества и природы задает неклассическую модель феномена человека, «как существа трехстороннего - биосоциокультурного». Такая модель феномена человека была предложена культурологом, социальным антропологом М.С. Каганом и приведена в схеме 61 с опорой на три понятия, которые системно задают сложную самоуправляющуюся целостную систему феномена человека. В эту же схему введена неклассическая модель рациональности с опорой на понятия биоэтики, социальной этики, здоровья и валеологии, усилившая сложность феномена человека в рамках неклассического разрыва между желаниями и убеждениями и самим действием.

 

Схема 61. Основные понятия неклассической модели человека «как существа трехстороннего, биосоциокультурного».

v Индивид - обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель « homo sapiens» .
v Индивидуальность. Культурологическая трактовка индивида, при которой на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость (неустранимость).
v Личность. - социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных и ценностных ориентаций.
v Здоровье (по определению в Уставе Всемирной организации здравоохранения). Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физический дефектов. Физическое благополучие связано с биологическим понятием здоровья как гомеостатического состояния внутреннего состояния организма, так и онтогенеза - индивидуального развития организма от зарождения до смерти. Душевное и социальное благополучие во многом задается социокультурным состоянием общества и личности.
v Валеология - наука о здоровье души и тела. Ее реализация невозможна без биоэтики.
v Биоэтика - форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.
v Социальная этика - форма осознания социально-философского значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте совместного (общественного) проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Включает в себя политическую, экономическую и предпринимательскую этику.