Контроль качества продукции
Обеспечение и повышение качества продукции – одна из главных задач производства. В решении этой задачи важная роль отводится контролю качества на всех этапах производства с целью проверки соответствия показателей качества установленным требованиям.
Система внутреннего контроля качества продукции — это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса. Компонентами внешней среды системы контроля качества продукции для уровня предприятия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР, сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организационно-технического уровня производства и системы менеджмента предприятия.
Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного учета функционирования системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям фирмы. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт. Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготовляемой продукции, приводит к увеличению издержек производства и потребления. Поэтому своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.
Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства.
Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций.
Общие принципы рациональной организации технического контроля сводятся к следующим:
§ технический контроль должен охватывать все элементы и стадии
производственного процесса;
§ техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;
§ эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
§ система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;
§ система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля и мотивации.
В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, различают следующие основные его виды: профилактический, приемочный, комплексный и специальный.
Методы контроля качества — это контроль наладки, летучий контроль, статистические методы контроля, выборочный или сплошной контроль, статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.
В зависимости от степени охвата контролем производственных операций различают:
§ пооперационный контроль;
§ групповой контроль, выполняемый после нескольких производственных операций.
По месту выполнения контрольные операции подразделяются на:
§ стационарные;
§ скользящие контрольные операции, выполняемые непосредственно на рабочих местах.
В зависимости от объекта контроля выделяют операции по проверке:
§ исходных материалов;
§ покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
продукции на разных стадиях производства;
§ средств производства;
§ технологических процессов;
§ документации, методов, систем обеспечения (управления) качества продукции.
Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции используются различные организационно-технические процедуры, формы и методы, в том числе контроль, диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др.
В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве, стал распространяться такой вид внешнего контроля, как сертификация (от лат. Certum – верно, facere - делать). Сертификация— это деятельность по документальному подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды.
Сертификация базируется на следующих основных принципах:
1) обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;
2) добровольность либо обязательность;
3) объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;
4) достоверность, т. е. использование профессиональной испытательной базы;
5) исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;
6) предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;
7) установление ответственности участников сертификации;
8) правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов
и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями,
органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;
9) открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;
10)разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
Организация сертификаций включает две стадии:
- обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;
- организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.
Документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции, установленным требованиям называется – сертификат соответствия.
Знак соответствия-зарегистрированный в установленном порядкезнак,которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.
Заявители— предприятия, организации, граждане, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации конкретного типа (марки) продукции.
Сертификационные центры— это органы, проводящие сертификацию продукции очень узкой номенклатуры.
Испытательные лаборатории— это производственные подразделения, непосредственно осуществляющие испытания, проверку и сопоставление их результатов.
Орган по сертификации — это орган, который проводит сертификацию и несет ответственность за ее результаты. Но он обязательно должен пройти аккредитацию, т.е. получить официальные полномочия на осуществление деятельности по сертификации.
Чрезвычайно важную роль во всех системах сертификации играют эксперты-аудиторы, которые проходят специальную подготовку и затем аттестовываются на право проведения определенных видов работ в области сертификации.
Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов (лабораторий), экспертов-аудиторов в системе сертификации осуществляется органом по сертификации. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства осуществляет орган, проводящий сертификацию этой продукции.
Работы по подготовке и проведению сертификации включают:
1. Создание нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводится сертификация;
2. Разработку документа о порядке ее прохождения;
3. Предварительную проверку производства и последующие испытания сертифицируемой продукции.
4. Выдачу сертификата и права на использования знака соответствия.
5. Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами.
6. Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и информирование о ее результатах.
Основой сертификации являются стандарты. Это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.
Существуют государственные стандарты (ГОСТы), отражающие:
1. Общие требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья, имущества, охрану окружающей среды и пр.
2. Обязательные требования к совместимости и взаимозаменяемости элементов продукции и ее отдельных видов.
3. Параметрические ряды и типовые конструкции изделий.
4. Их основные потребительские и эксплуатационные свойства, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации.
5. Правила оформления технической документации, допуски, термины, определения и обозначения, метрологические и другие правила и нормы.
6. Обязательные методы контроля требований к качеству:
- классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ)
- отраслевые стандарты (ОСТы)
- стандарты предприятий (СТП)
- стандарты научно-технических обществ (СТО)
- технические условия (ТУ) – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к ГОСТам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции.
Конкретные значения показателей для различных объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером сорта) или условными символами (например, «люкс», «экстра»).
Контрольные вопросы:
1. Дайте собственное определение качества продукции (услуги)
2. Почему качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителя и снижения издержек производства?
3. Что такое «цепная реакция Деминга»?
4. Что такое показатель качества?
5. В чем сущность функциональных показателей качества?
6. Назовите методы определения показателей качества
7. Докажите важность управления качеством
8. Дайте определение системы управления качеством
9. В чем сущность «Петли качества»?
10. Назовите основные элементы системы качества
11. Каковы функции системы управления качеством?
12. Раскройте сущность концепции всеобщего (тотального) менеджмента качества
13. Какая серия международных стандартов систем качества лежит в основе формирования системы менеджмента качества?
14. Какие элементы включают системы управления качеством, основанные на ISO -9000
15. Назовите основные формы внутреннего контроля качества продукции
16. Как вы понимаете сущность сертификации, стандартизации?