Методы выбора местоположения и разработка генерального плана предприятия
Методы определения расположения предприятия делятся на четыре группы:
1) методы взвешивания – назначение весов и предельных значений для различных факторов, расчет материальных затрат (налогов, затрат труда и др.), изучение нематериальных затрат, рассмотрение затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах;
2) методы безубыточного размещения – специальное приложение анализа критической точки и карт пересечений к проблеме размещения;
3) метод центра гравитации – математическая процедура, используемая для нахождения размещения единичного склада, обслуживающего определенное число хранилищ розничной торговли;
4) транспортные методы – методы линейного программирования, базирующиеся на технике построения цепочек «пункт снабжения – пункт потребления».
На практике большее распространение получили следующие методы: экспертные, сравнительный анализ сроков окупаемости на основе калькулирования затрат, метод сравнения по элементам затрат, метод оптимизации места размещения предприятия.
Экспертные методы выбора месторасположения предприятия основываются на экспертных оценках квалифицированных специалистов. Оцениваются альтернативные варианты по приоритетам в соответствии с составом учитываемых факторов выбора и их значимостью для достижения установленных целей предприятия.
Сравнительный анализ сроков окупаемости на основе калькулирования затрат основан на расчете постоянных и переменных затрат для каждого варианта размещения. Выбирается место с наименьшими суммарными затратами при заданном объеме производства. Графическое изображение динамики прибыли в зависимости от масштаба деятельности предприятия в различных местах его размещения позволяет получить более точные оценки для принятия решения.
Метод сравнения по элементам затрат предусматривает поэлементное рассмотрение и сопоставление затрат, связанных с возможными вариантами размещения предприятия. Выбор его месторасположения осуществляется на основе оценки затрат по важнейшим для предприятия факторам, в соответствии со схемой, представленной на рисунке 18.
Рисунок 18 - Процедура выбора размещения предприятия
Методы оптимизации места размещения основаны чаще всего на использовании моделей линейного программирования, а именно так называемой транспортной задачи.
Одна из стратегических задач менеджмента, тесно связанная с выбором месторасположения, состоит в разработке пространственного плана предприятия. Пространственная планировка заключается в определении места расположения каждого элемента организационной структуры предприятия (производственной структуры), их взаимосвязи и взаимодействия в производственном процессе. Эта задача решается путем разработки и утверждения специального документа называемого генеральным планом предприятия.
Генеральный план – это план расположения на территории предприятия всех его производственных и других функциональных подразделений, служб, сооружений, устройств и коммуникаций, согласованных с особенностями рельефа, требованиями благоустройства территории и охраны природной среды.
В качестве основных требований, которые необходимо учитывать при разработке генерального плана предприятия, выделяются следующие:
- обеспечение прямоточности движения предметов труда и кратчайших расстояний между взаимосвязанными подразделениями;
- размещение вспомогательных служб, вблизи основных, которые потребляют их продукцию (услуги);
- зональное расположение производств, однородных по характеру процессов, пожарным, экологическим и санитарно – гигиеническим условиям;
- обеспечение возможности расширения предприятия без нарушения его плана, без сноса ранее построенных сооружений;
- размежевание людских и трудовых потоков;
- учет преобладающих направлений ветра (розы ветров) и сторон света для проветривания и использования естественного освещения.
Генеральный план предприятия разрабатывается специальными проектными организациями с участием руководителей и специалистов предприятия.
Контрольные вопросы:
1. Каковы сущность и задачи стратегии размещения предприятия?
2. Каков экономический смысл решения проблемы размещения?
3. Какие факторы необходимо учитывать при выборе местоположения производственного предприятия?
4. Какие факторы необходимо учитывать при решении о размещении предприятия сферы услуг?
5. Чем отличается свободный выбор размещения от ограниченного?
6. Изобразите структурно – логическую схему процедуры выбора размещения.
7. Назовите методы выбора места расположения предприятия.
8. Каково содержание метода сравнения по элементам затрат?
9. Какие требования следует учитывать при разработке генерального плана предприятия?
Тема 10 - Организация и обслуживание рабочих мест