Стратегия размещения предприятия

В достижении цели рациональной организации производственных процессов в пространстве важное место занимает размещение предприятия.

Местоположение предприятия – это определённое географическое место, на котором размещены различные объекты предприятия (административные и производственные здания, склады, внутренние транспортные пути и т.п.). Если эти объекты расположены по различным территориям, то предприятие имеет несколько схем размещения.

Решения, связанные с размещением предприятия, его подразделений и оборудования внутри имеющихся помещений, относятся к стратегическим сферам производственного менеджмента. Выбирая своё местоположение, предприятие совершает долговременные затраты и обеспечивает (или не обеспечивает) длительный доход как результат деятельности на выбранном месте. Размещение предприятия оказывает влияние на все важнейшие сферы его деятельности. От этого решения зависит формирование пространственной структуры системы «снабжение-производство-распределение» (см. Рисунок 16).

 

Поставщики

Снабжение

Посредники

 

Склады предприятия

 

Производство Производственные

цехи

 

 

Распреде- Сбыт (центр)

 

ление Сбыт (брокер)

 

 

Потребители

 

 

Рисунок 16 - Схема системы «снабжение-производство-распределение»

 

Стратегия размещения – это пространственная организация предприятия, отвечающая на следующие вопросы:

- где расположить предприятие?

- какие организации будут основными поставщиками и где они будут расположены?

- как разместить производственные подразделения?

- как разместить оборудование на предприятии?

Необходимость решения о выборе местоположения предприятия возникает в случаях: создания нового предприятия; освоения производства нового продукта; расширения производства ранее выпускаемой продукции на новых площадях; изменений на рынках сбыта продукции; внедрения прогрессивных технологий, реконструкций и модернизации производства.

Выбор стратегии, нацеленной на поиск и реализацию наиболее эффективного варианта размещения, во многом зависят от того, что собой представляет предприятие и его объекты, требующие размещения.

Анализ размещения производственных предприятий фокусируется на минимизации общих затрат производства и распределения.

Предприятия розничной торговли и сервиса акцентируют внимание на максимизации валового дохода (выручки).

Анализ размещения складов концентрируется на поиске приемлемой комбинации транспортно-складских задач и скорости поставки товара потребителю.

Таким образом, основным объектом стратегии размещения служит величина прибыли как результат удачного размещения структурных объектов предприятия.

Сравнительная характеристика факторов, определяющих стратегию размещения для сферы производства и сферы услуг, приведена в таблице 5.

 

Таблица 5 – Факторы, определяющие стратегию размещения фирмы[2]

 

Размещение в сфере производства Размещение в сфере услуг
Центральная проблема – затраты Центральная проблема – выручка
Материальные затраты - транспортные - энергия - оплата труда - материалы - обработка - налоги и пр. Объём/выручка Территория обслуживания Объём закупок Конкуренция Реклама Продвижение товара
Нематериальные и будущие затраты Позиция профсоюзов Качество жизни Образование Местные власти Физические параметры Парковка/доступность Безопасность/освещённость Внешний вид Дочерний бизнес
Методы Взвешивание факторов Анализ критической точки Карты пересечений Линейное программирование Методы Корреляционный анализ факторов Расчёты по транспорту Анализ демографической ситуации Анализ интенсивности закупок
Выводы Затраты в основном зависят от размещения производства Выводы Выручка в основном зависит от местоположения предприятия