Ограничения на рекламную деятельность в отдельных странах

Страна Ограничения в области рекламы
Франция Регламентируется реклама алкогольных напитков, табачных изделий и лекарств. Запрещена коммерческая реклама на радио
Германия Ограничена реклама в общественном вещании: на телевидении не должна превышать 20 мин., на радио – 90 мин., у частных вещателей – не более 20 % эфирного времени; ограничена реклама табачных изделий и алкогольных напитков
Великобритания Запрещена реклама табака; установлен 15%-й лимит рекламного вещания на государственных станциях; ограничена коммерческая реклама на радио (на радиостанции ВВС реклама полностью запрещена)
Швеция Запрещена реклама на радио; ограничена 10% на телевидении; запрещена реклама по телевидению игрушек для детей в возрасте до 12 лет
Финляндия Реклама на местном радио ограничена – 10 %, МТV – 15 %, на кабельном ТВ – 11 %; дети не должны называть товары в рекламе
Бельгия Реклама на общественных теле- и радиоканалах не должна превышать 8 мин/час, или не более 15-20 % от общего эфирного времени
Малайзия Запрещено показывать бейсболки, одетые задом наперед, чтобы не пропагандировать ценности западного общества; запрещено демонстрировать в рекламе голубые джинсы.
Корея Все участники рекламы должны быть только корейцами.

В Украине также имеют место ограничения на рекламную деятельность, установленные Законом «О рекламе» [37, с. 737]. Среди них:

1) запрещается в рекламе помещать утверждения, которые являются дискриминационными по признакам происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии;

2) запрещается использовать в рекламе средства и технологии, которые непосредственно воздействуют на подсознание потребителей;

3) запрещается помещать изображение физического лица или использовать его имя без согласия последнего;

4) запрещается использовать или имитировать изображение Государственного герба Украины, Государственного флага, звучание Государственного гимна Украины;

5) запрещается рекламировать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации либо производство или реализация которой требует наличия специального разрешения (лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии.

Кроме того, данным законом предусмотрены жесткие требования относительно рекламы на телевидении и радио:

- время вещания, отведенное на рекламу, не может превышать 15 процентов на каждый час вещания для телерадиоорганизаций любой формы собственности;

- запрещается реклама в передачах, рассчитанных на детскую (до 14 лет) аудиторию;

- телепередачи продолжительностью более 10 минут не могут совмещаться с рекламной информацией без согласования с владельцем авторского права и др.

Что касается объемов национальных рекламных рынков и интенсивности рекламы, то в различных странах они также существенно отличаются.

В Украине на душу населения в 2004 году приходилось чуть более 10 рекламных долларов (отношение объема годового рекламного бюджета к численности населения в стране), тогда как в России этот показатель превышает 30, Латвии – 50-70, а в США – 400-500 долларов на человека.

В структуре рекламного рынка Украины наблюдается диспропорция: почти половина медиарекламных бюджетов уходит на телевидение; по 20 % - в наружную рекламу и рекламу в прессе; остальное (около 10 %) приходится на радио и Интернет.

В большинстве западных стран на 1-м месте находится печатная реклама (40-50 %), затем телевидение (30 %) и наружная реклама (около 20 %) (табл. 9.5).

Таблица 9.4