Понятие мировой цены, виды мировых цен

Характеристика стадий международного ЖЦТ

Стадия ЖЦТ Характеристика стадии ЖЦТ
1. Стадия нового продукта Производится и потребляется только в той стране, где был разработан; производство полностью ориентируется на внутренний рынок; качество товара доводится до требуемого рынком уровня
2. Стадия роста Совершенствуется качество товара; растут объемы продаж на внутреннем рынке; начинается экспорт за рубеж; иностранная конкуренция отсутствует; страна производитель имеет временную монополию на производство и торговлю данным товаром

Окончание табл. 6.7

3. Стадия зрелости Технология производства товара отработана; часть производства переносится в другие страны, где стоимость рабочей силы значительно дешевле; другие страны начинают производить данный товар на основе лицензии для своих внутренних рынков
4. Стадия падения производства Страны, куда перенесено производство товара, начинают продавать его на рынке страны, разрабатывающий данный товар; производство в стране разработчика товара падает; экспорт прекращается, конкуренция технологий переходит в ценовую конкуренцию
5. Стадия прекращения внутреннего производства товара Внутреннее производство в стране, где был разработан товар, полностью прекращается; внутренний рынок насыщается за счет импорта; страна-разработчик начинает создавать новый товар, неизвестный на зарубежных рынках

 

Учет всех аспектов международной товарной политики позволит компании правильно подойти к разработке других составляющих комплекса маркетинга: ценовой политики, политики сбыта и коммуникаций.


ТЕМА 7. Международная политика ценообразования

Ценовая политика на международных рынках является одной из главных составляющих маркетинговой деятельности, поскольку оказывает непосредственное влияние на достижение конечной цели деятельности предприятия – получение прибыли от реализации товаров и услуг.

К проблемам ценообразования на зарубежных рынках следует подходить так же, как и к их установлению на внутреннем рынке, последовательно рассматривая факторы издержек, спроса и конкуренции. Вместе с тем в ценообразовании международной фирмы экспортирующей свою продукцию, имеется своя специфика (наличие экспортных издержек; политика правительства по отношению к импорту товаров; валюта, используемая при совершении сделки и др.), которую необходимо учитывать при установлении экспортной цены.

 

Под мировой ценой понимается денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.

Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых условиях производства и среднемировом ровне производительности труда. Она формируется в основном под влиянием условий производства в тех странах, которые являются главными поставщиками товара на мировой рынок [3, с. 98].

Мировая цена характеризуется следующими признаками:

1) это цена, по которой осуществляются крупные экспортные и импортные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков;

2) это цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках;

3) это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободной торговле наличными в свободно конвертируемой валюте в рассматриваемый период.

Следует отметить, что в качестве мировых цен не могут быть приняты цены, обслуживающие товарооборот в рамках замкнутых экономических группировок (например, в рамках Евросоюза).

В качестве мировых цен применяются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах потребления этого товара, а также цены крупных биржевых или аукционных торгов.

Так, например, мировыми ценами на нефть являются экспортные цены стран – членов ОПЕК, на уголь – импортные цены в портах Западной Европы, на цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов, на пушнину – цены Лондонского и Санк-Петербургского аукционов, на чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне [3; 42].

Что касается мировых цен на готовую продукцию, то они устанавливаются на уровне цен ведущих мировых фирм, выпускающих и экспортирующих продукцию определенного вида.

Ориентиром при определении цен компаниями, экспортирующими свою продукцию, служат публикуемые и расчетные цены.

К публикуемым ценам относятся:

- справочные цены;

- биржевые котировки;

- аукционные цены;

- цены международных торгов (в печати появляются эпизодически);

- цены предложений крупных фирм (печатаются в специализированной отраслевой прессе);

- цены фактических сделок.

Остановимся на отдельных видах публикуемых цен.

Справочные цены.Источником их публикации являются экономические периодические издания, фирменные каталоги, бюллетени, прайс-листы. Справочные цены могут выступать в качестве базисной цены. Как правило, они завышены по сравнению с ценами реальных сделок. При заключении контрактов с зарубежными партнерами экспортеры предоставляют скидки с цен, размер которых колеблется в зависимости от конкретных товаров от 7 до 30-50%.

Биржевые котировки и аукционные цены –это цены реальных сделок на биржах и аукционах, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема, сроков поставки, валюты, условий платежа и др. Применяются в мировой торговле сырьевыми и продовольственными товарами. В настоящее время объектами биржевой торговли выступают примерно 70 видов товаров, на долю которых приходится 15-20% международной торговли [3, с. 101].

Объектами биржевой торговли являются зерновые, семена, сахар, кофе, текстильные товары, цветные и драгоценные металлы.

Объектами торга на международных аукционах выступают пушнина и меховые товары, чай, табак, овощи, фрукты, племенной скот.

Биржевые котировки и цены аукционов отражают фактические сделки, их публикации носят периодический характер, они служат ориентиром при установлении цен на биржевые и аукционные товары. То есть, если товар, являющийся объектом биржевой торговли, реализуется по обычным контрактам, то цена на него может быть установлена в привязке к биржевой котировке.

Цены международных торговприменяются, в основном, при торговле готовыми изделиями. Объектами международных торгов является технически сложная и капиталоемкая продукция машиностроения, обладающая ярко выраженными индивидуальными характеристиками. В настоящее время цены торгов охватывают примерно одну треть экспортных цен на машины и оборудование. Обычно цены международных торгов ниже цен на аналогичные товары, реализуемые по обычным контрактам.

Применение цен международных торгов в качестве мировых затруднено тем, что они эпизодически появляются в открытой печати.

Цены предложений крупных фирмимеют справочный характер и во время переговоров снижаются обычно в пределах 10% в зависимости от конкретного товара. Однако они отличаются от цен, публикуемых в прайс-листах, каталогах фирм тем, что ориентированы на конкретного покупателя и их публикация не отличается регулярностью. Печатаются в специализированной отраслевой прессе.

Цены фактических сделокявляются более представительными, чем цены предложений крупных фирм. Однако они, как правило, не разглашаются, и информацию о них можно узнать лишь регулярно выступая на международном рынке в качестве продавца или покупателя. Зная отклонения этих цен от справочных, можно более правильно установить цену в контракте.

Расчетные ценыприменяются в тех случаях, когда отсутствует необходимая ценовая информация для установления внешнеторговых цен по конкретной сделке.

Расчет цен делается на основе данных, публикация которых носит регулярный и официальный характер. Это индексы экспортных и импортных цен, индексы внутренних оптовых цен. Расчетные цены можно получить исходя из среднестатистических экспортных и импортных цен, исчисленных на основе данных внешнеторговой статистики. Использовать их можно лишь по однородной, технически несложной продукции.

В международных контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным заказам, используются расчетные цены поставщика. Данный способ установления цены применяется в связи с тем, что такое оборудование невозможно сравнить с оборудованием сходного назначения, так как оно значительно отличается по качеству, эксплуатационным свойствам, характеру исполнения.