Понятие мировой цены, виды мировых цен
Характеристика стадий международного ЖЦТ
Стадия ЖЦТ | Характеристика стадии ЖЦТ |
1. Стадия нового продукта | Производится и потребляется только в той стране, где был разработан; производство полностью ориентируется на внутренний рынок; качество товара доводится до требуемого рынком уровня |
2. Стадия роста | Совершенствуется качество товара; растут объемы продаж на внутреннем рынке; начинается экспорт за рубеж; иностранная конкуренция отсутствует; страна производитель имеет временную монополию на производство и торговлю данным товаром |
Окончание табл. 6.7
3. Стадия зрелости | Технология производства товара отработана; часть производства переносится в другие страны, где стоимость рабочей силы значительно дешевле; другие страны начинают производить данный товар на основе лицензии для своих внутренних рынков |
4. Стадия падения производства | Страны, куда перенесено производство товара, начинают продавать его на рынке страны, разрабатывающий данный товар; производство в стране разработчика товара падает; экспорт прекращается, конкуренция технологий переходит в ценовую конкуренцию |
5. Стадия прекращения внутреннего производства товара | Внутреннее производство в стране, где был разработан товар, полностью прекращается; внутренний рынок насыщается за счет импорта; страна-разработчик начинает создавать новый товар, неизвестный на зарубежных рынках |
Учет всех аспектов международной товарной политики позволит компании правильно подойти к разработке других составляющих комплекса маркетинга: ценовой политики, политики сбыта и коммуникаций.
ТЕМА 7. Международная политика ценообразования
Ценовая политика на международных рынках является одной из главных составляющих маркетинговой деятельности, поскольку оказывает непосредственное влияние на достижение конечной цели деятельности предприятия – получение прибыли от реализации товаров и услуг.
К проблемам ценообразования на зарубежных рынках следует подходить так же, как и к их установлению на внутреннем рынке, последовательно рассматривая факторы издержек, спроса и конкуренции. Вместе с тем в ценообразовании международной фирмы экспортирующей свою продукцию, имеется своя специфика (наличие экспортных издержек; политика правительства по отношению к импорту товаров; валюта, используемая при совершении сделки и др.), которую необходимо учитывать при установлении экспортной цены.
Под мировой ценой понимается денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.
Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых условиях производства и среднемировом ровне производительности труда. Она формируется в основном под влиянием условий производства в тех странах, которые являются главными поставщиками товара на мировой рынок [3, с. 98].
Мировая цена характеризуется следующими признаками:
1) это цена, по которой осуществляются крупные экспортные и импортные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков;
2) это цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках;
3) это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободной торговле наличными в свободно конвертируемой валюте в рассматриваемый период.
Следует отметить, что в качестве мировых цен не могут быть приняты цены, обслуживающие товарооборот в рамках замкнутых экономических группировок (например, в рамках Евросоюза).
В качестве мировых цен применяются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах потребления этого товара, а также цены крупных биржевых или аукционных торгов.
Так, например, мировыми ценами на нефть являются экспортные цены стран – членов ОПЕК, на уголь – импортные цены в портах Западной Европы, на цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов, на пушнину – цены Лондонского и Санк-Петербургского аукционов, на чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне [3; 42].
Что касается мировых цен на готовую продукцию, то они устанавливаются на уровне цен ведущих мировых фирм, выпускающих и экспортирующих продукцию определенного вида.
Ориентиром при определении цен компаниями, экспортирующими свою продукцию, служат публикуемые и расчетные цены.
К публикуемым ценам относятся:
- справочные цены;
- биржевые котировки;
- аукционные цены;
- цены международных торгов (в печати появляются эпизодически);
- цены предложений крупных фирм (печатаются в специализированной отраслевой прессе);
- цены фактических сделок.
Остановимся на отдельных видах публикуемых цен.
Справочные цены.Источником их публикации являются экономические периодические издания, фирменные каталоги, бюллетени, прайс-листы. Справочные цены могут выступать в качестве базисной цены. Как правило, они завышены по сравнению с ценами реальных сделок. При заключении контрактов с зарубежными партнерами экспортеры предоставляют скидки с цен, размер которых колеблется в зависимости от конкретных товаров от 7 до 30-50%.
Биржевые котировки и аукционные цены –это цены реальных сделок на биржах и аукционах, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема, сроков поставки, валюты, условий платежа и др. Применяются в мировой торговле сырьевыми и продовольственными товарами. В настоящее время объектами биржевой торговли выступают примерно 70 видов товаров, на долю которых приходится 15-20% международной торговли [3, с. 101].
Объектами биржевой торговли являются зерновые, семена, сахар, кофе, текстильные товары, цветные и драгоценные металлы.
Объектами торга на международных аукционах выступают пушнина и меховые товары, чай, табак, овощи, фрукты, племенной скот.
Биржевые котировки и цены аукционов отражают фактические сделки, их публикации носят периодический характер, они служат ориентиром при установлении цен на биржевые и аукционные товары. То есть, если товар, являющийся объектом биржевой торговли, реализуется по обычным контрактам, то цена на него может быть установлена в привязке к биржевой котировке.
Цены международных торговприменяются, в основном, при торговле готовыми изделиями. Объектами международных торгов является технически сложная и капиталоемкая продукция машиностроения, обладающая ярко выраженными индивидуальными характеристиками. В настоящее время цены торгов охватывают примерно одну треть экспортных цен на машины и оборудование. Обычно цены международных торгов ниже цен на аналогичные товары, реализуемые по обычным контрактам.
Применение цен международных торгов в качестве мировых затруднено тем, что они эпизодически появляются в открытой печати.
Цены предложений крупных фирмимеют справочный характер и во время переговоров снижаются обычно в пределах 10% в зависимости от конкретного товара. Однако они отличаются от цен, публикуемых в прайс-листах, каталогах фирм тем, что ориентированы на конкретного покупателя и их публикация не отличается регулярностью. Печатаются в специализированной отраслевой прессе.
Цены фактических сделокявляются более представительными, чем цены предложений крупных фирм. Однако они, как правило, не разглашаются, и информацию о них можно узнать лишь регулярно выступая на международном рынке в качестве продавца или покупателя. Зная отклонения этих цен от справочных, можно более правильно установить цену в контракте.
Расчетные ценыприменяются в тех случаях, когда отсутствует необходимая ценовая информация для установления внешнеторговых цен по конкретной сделке.
Расчет цен делается на основе данных, публикация которых носит регулярный и официальный характер. Это индексы экспортных и импортных цен, индексы внутренних оптовых цен. Расчетные цены можно получить исходя из среднестатистических экспортных и импортных цен, исчисленных на основе данных внешнеторговой статистики. Использовать их можно лишь по однородной, технически несложной продукции.
В международных контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным заказам, используются расчетные цены поставщика. Данный способ установления цены применяется в связи с тем, что такое оборудование невозможно сравнить с оборудованием сходного назначения, так как оно значительно отличается по качеству, эксплуатационным свойствам, характеру исполнения.