Понятие и сущность международного маркетинга

ТЕМА 1.Теоретические и методические основы международного маркетинга

Характерным процессом для современного мирового сообщества является развитие международных экономических отношений. Каждая отдельная страна помимо ведения внутренней деятельности стремится участвовать во внешнеэкономической деятельности, что значительно укрепляет экономику страны и способствует ее прогрессивному развитию.

Интегрируется в мировую систему хозяйства и экономика Украины. Результаты внешнеэкономической деятельности Украины представлены в Приложении А.

Выход украинских предприятий на международные рынки, укрепление и расширение торговых отношений с зарубежными партнерами объясняется следующими причинами:

1) неблагоприятное изменение конъюнктуры на внутреннем рынке;

2) преодоление зависимости от внутреннего рынка и снижение риска путем завоевания зарубежных рынков;

3) оптимизация загрузки имеющихся и дополнительно создаваемых производственных мощностей;

4) снижения затрат на производство и реализацию продукции;

5) участие в государственных программах содействия развития, которые приняты в своей стране или в стране пребывания;

6) получение доступа к ноу-хау;

7) компенсация колебаний валютного курса путём организации частичного производства и сбыта в соответствующих странах;

8) подталкивание государством субъектов предпринимательства к выходу за рубеж с целью увеличения поступлений иностранной валюты и сокращения внешнеторгового дефицита.

Для того, что бы Украина получила международное призвание, стала известна на мировом рынке необходимо умелое применение примеров и методов маркетинга на международном рынке.

Следует отметить, что в мировой экономической литературе существует множество определений маркетинга. По оценке Американской маркетинговой ассоциации (АМА) их насчитывается свыше двух тысяч [5, с. 10]

Так, маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворения нужд и потребностей человека посредством обмена [16].

Маркетинг – это совокупность производственных отношений, объективно необходимых для организации эффективного взаимодействия между спросом, ориентированным на удовлетворения потребностей членов общества, и предложением продуктов и услуг, предназначенных для их удовлетворения, в условиях свободного и конкурентного рыночного обмена» [15, с. 12].

Сущность международного маркетинга, как и маркетинга в целом, состоит в том, чтобы производить и предлагать рынку (в данном случае зарубежному) только то, что нужно потребителю, а не навязывать ему произведенную предварительно несогласованную продукцию.

Поскольку внутренний маркетинг возник ранее маркетинга международного, то используемые в нем принципы, подходы, методы, стратегии характерны и для международного маркетинга. Вместе с тем при выходе на внешние рынки предприятия сталкиваются и с незнакомыми для данной страны условиями деятельности, что должно найти отражение в международном маркетинге.

В экономической литературе определение международного маркетинга приводится, как в узком, так и в широком смысле.

Краткое, обобщенное понятие международного маркетинга можно дать как маркетинг товаров и услуг, осуществляемых предприятием за пределами национальных границ своей страны, то есть на внешних рынках.

В более широком смысле международный маркетинг – это система планирования, реализации, контроля и анализа мероприятий по воздействию на многонациональную рыночную среду и приспособлению к её условиям на фирме, которая осуществляет свою деятельность более чем в одной стране. [5, с. 15].

Анализируя развитие международного маркетинга, отдельные авторы (Алексунин В.А, Васильев Г.А., Черномаз П.А., Багиев Г.Л.) выделяют несколько этапов в развитии международного маркетинга. Так Алексунин В.А. отличает три основных этапа в развитии международного маркетинга: традиционный, экспортный и международный. Черномаз П.А. в качестве разновидностей международного маркетинга с учетом его связи с интернационализацией маркетинговой деятельности, указывает три его разновидности: экспортный, многонациональный, глобальный. Их характеристика представлена в табл.1.1.

Таблица 1.1