Элементы коммуникации

Коммуникация представляет собой взаимодействие нескольких агентов, одни из которых являются источниками информации, а другие – ее получателями. Схематически коммуникацию можно представить следующим образом:

помехи

 

кодирование декодирование

получатель
источник
канал связи

обратная связь

Источники информации в организации могут различаться по следующим характеристикам:

· внешние (вне организации) и внутренние;

· диапазону действия (например, источники узкого, среднего и широкого диапазона);

· мощности (малой, средней и большой мощности);

· количеству (один и несколько источников);

· назначению (специального и массового назначения);

· рангу (источники высокого, среднего и нижнего ранга; здесь ранг источника определяется положением источника на соответствующем уровне в структуре организации);

· степени достоверности;

· степени контролируемости.

Выбор того или иного вида источника определяется целями коммуникации.

Кодирование – это процедура создания символического сообщения (текста), в котором отражено содержание и смысл информации. Существуют различные способы кодирования. Например, можно говорить о кодах специального и массового назначения. Выбор способа кодирования зависит от характеристик получателя (например, от набора его средств декодирования) и уровня и характера помех. Способы кодирования должны быть максимально согласованными с характеристиками получателя и помех. Основным средством борьбы с помехами является избыточность кода при передаче информации.

Каналы связи в организации различаются по:

· степени нормативной закрепленности (формальные и неформальные);

· принципу действия (например, оптические, электромагнитные, звуковые и т.д.);

· по форме информации на выходе (аудио, видео, тактильные, связанные с обонянием);

· скорости передачи информации;

· объему передаваемой информации;

· степени защищенности от помех и

· др.

Декодирование – это процедура восстановления содержания и смысла переданной информации. Каждый получатель информации владеет определенным набором способов декодирования. Эффективная коммуникация в организации предполагает постоянное пополнение получателями собственных способов декодирования. Такая задача решается постоянным обучением персонала в организации. Способность правильно декодировать (расшифровывать, интерпретировать) информацию зависит от опыта получателя, его уровня и широты образования, уровня профессиональной квалификации.

Получатели информации в организации различаются по:

· количеству (индивидуальные, специальная группа, массовые);

· рангу (положению получателя в иерархической структуре организации);

· степени доступа к информации;

· наличия опыта;

· общей образованности;

· специальной подготовленности и

· др.

Обратная связь необходима источнику как средство контроля и регулирования получаемой от него информации приемниками. Иногда обратная связь невозможна. В этом случае нельзя гарантировать степень точности получаемой информации. В таком случае процесс коммуникации становится неуправляемым, ненадежным и неэффективным.