Элементы коммуникации
Коммуникация представляет собой взаимодействие нескольких агентов, одни из которых являются источниками информации, а другие – ее получателями. Схематически коммуникацию можно представить следующим образом:
|
кодирование декодирование
|
|
|
обратная связь
Источники информации в организации могут различаться по следующим характеристикам:
· внешние (вне организации) и внутренние;
· диапазону действия (например, источники узкого, среднего и широкого диапазона);
· мощности (малой, средней и большой мощности);
· количеству (один и несколько источников);
· назначению (специального и массового назначения);
· рангу (источники высокого, среднего и нижнего ранга; здесь ранг источника определяется положением источника на соответствующем уровне в структуре организации);
· степени достоверности;
· степени контролируемости.
Выбор того или иного вида источника определяется целями коммуникации.
Кодирование – это процедура создания символического сообщения (текста), в котором отражено содержание и смысл информации. Существуют различные способы кодирования. Например, можно говорить о кодах специального и массового назначения. Выбор способа кодирования зависит от характеристик получателя (например, от набора его средств декодирования) и уровня и характера помех. Способы кодирования должны быть максимально согласованными с характеристиками получателя и помех. Основным средством борьбы с помехами является избыточность кода при передаче информации.
Каналы связи в организации различаются по:
· степени нормативной закрепленности (формальные и неформальные);
· принципу действия (например, оптические, электромагнитные, звуковые и т.д.);
· по форме информации на выходе (аудио, видео, тактильные, связанные с обонянием);
· скорости передачи информации;
· объему передаваемой информации;
· степени защищенности от помех и
· др.
Декодирование – это процедура восстановления содержания и смысла переданной информации. Каждый получатель информации владеет определенным набором способов декодирования. Эффективная коммуникация в организации предполагает постоянное пополнение получателями собственных способов декодирования. Такая задача решается постоянным обучением персонала в организации. Способность правильно декодировать (расшифровывать, интерпретировать) информацию зависит от опыта получателя, его уровня и широты образования, уровня профессиональной квалификации.
Получатели информации в организации различаются по:
· количеству (индивидуальные, специальная группа, массовые);
· рангу (положению получателя в иерархической структуре организации);
· степени доступа к информации;
· наличия опыта;
· общей образованности;
· специальной подготовленности и
· др.
Обратная связь необходима источнику как средство контроля и регулирования получаемой от него информации приемниками. Иногда обратная связь невозможна. В этом случае нельзя гарантировать степень точности получаемой информации. В таком случае процесс коммуникации становится неуправляемым, ненадежным и неэффективным.