Использование процессуальных теорий мотивации на практике.
Условия практического использования теории Портера - Лоулера
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению (труд - результаты - удовлетворение). Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство практиков-управленцев. Они, видимо, находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде (труд - удовлетворение - результаты) или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению производительности.
Исследования подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
Во всех процессуальных теориях мотивации вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя.
Понятия «ценности» для людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.
Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, дружба и общение, возникающие во время работы. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Недостатком всех процессуальных теорий мотивации является то, что они рассматривают личность без учета ее текущего состояния, а так же этапа карьерного роста.
Некоторые теоретики разграничивают уровни трудовой мотивации, которые зависят от того, какие виды потребностей доминируют на той или иной фазе жизненного и трудового цикла в качестве приоритетных[239].
Можно выделить три основных уровня мотивов. Первая группа связана с объяснением и обоснованием выбора индивидом сферы профессиональной и трудовой специализации. Вторая группа мотивов связана с реализацией индивидом предписанных социальных норм и ценностей. Третья группа мотивов связана с обоснованием широкого круга альтернатив. Эти мотивы направлены на оптимизацию жизненного цикла личности в системе многообразных факторов, условий, ситуаций.
Руководитель всегда должен помнить о многообразие типов и видов мотивации. Нет какого-то одного лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неэффективным для других.