Характеристика субъекта правовых отношений

 

Правоотношение имеет сложное строение, оно складывается из ряда элементов, образующих его структуру (состав). В структуру правоотношения входят субъекты, объект и содержание (субъективные права и обязанности).

Субъектами правоотношений являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений.

К индивидам или физическим лицам относятся граждане государства, иностранные граждане, апатриды, бипатриды.

Организации или коллективные субъекты: само государство, государственные органы и учреждения, общественные и кооперативные коммерческие организации; промышленные и сельскохозяйственные предприятия; административно-территориальные единицы; национальные государственные образования; избирательные округа; религиозные организации и их региональные общины; иностранные фирмы, банки, предприятия действующие на территории РФ.

Юридическое лицо – это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этого имущества, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48 ч.1 ГК РФ)

Правовое положение граждан РФ в целом характеризуется наличием у них основных прав, свобод, обязанностей и гарантий, закрепленных в Конституции РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений. По сравнению с гражданами РФ их правосубъектность ограничена. Они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи уголовного закона (например, об измене Родине) и т.д.

Государство в целом выступает в качестве субъекта правоотношений, например, в государственно-правовых отношениях (между республиками, между республиками и федерацией) и некоторых имущественных отношениях.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на две группы:

Первая - органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных отношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью их прав и обязанностей, предусмотренной соответствующими нормативными актами.

Вторая - предприятия и учреждения, занимающиеся хозяйственной и социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Предприятия, промышленные объединения, строительные, транспортные, торговые организации и др. юридические лица находятся на хозрасчете, являются субъектами имущественных финансовых, трудовых правоотношений. Учреждения (школы, больницы, институты, театры и т.д.) состоят на госбюджете, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций.

Государственные организации в гражданско-правовых отношениях могут выступать и в качестве юридических лиц, осуществляя функции, не связанные с властными полномочиями.

Многие общественные организации получают права юридических лиц и в этом качестве вступают в правоотношения. Юридическими лицами признаются кооперативные организации, предприятия, принадлежащие общественным организациям. Некоторые общественные организации государство наделяет властными полномочиями. Например, профсоюзные комитеты рассматривают трудовые споры, назначают пособия по социальному страхованию, участвуют в распределении жилья и т.д. Субъектами правоотношений являются органы общественности: товарищеские суды, народные дружины, общественные инспекции.

Социальные общности (народ, нация, класс, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума).