Система законодательства и ее соотношение с системой права

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в кото­рых выражены правовые нормы.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах.

Система законодательства складывается в результате изда­ния правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Различают го­ризонтальное, вертикальное, федеративное и комплексное строение законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодатель­ства обусловлено предметом правового регулирования – фак­тическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответству­ющие отраслям системы права (конституционное право – кон­ституционное законодательство, трудовое право – трудовое за­конодательство, гражданское процессуальное право – граждан­ское процессуальное законодательство) и т. п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по юридической силе. Во главе системы нормативно-право­вых актов Российской Федерации стоит Конституция РФ, да­лее идут законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты органов государственной влас­ти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критери­ях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Рос­сийской Федерации: федеральное законодательство (Конститу­ция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нор­мативные акты); законодательство субъектов РФ – республик в составе Российской Федерации (конституции республик, за­коны и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодатель­ство органов местного самоуправления (решения, постановле­ния).

Комплексные образования в системе законодательства скла­дываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, норматив­ные акты, определяющие правовое положение отдельных соци­альных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание на следующие моменты:

1) Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства – статья нормативного акта. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических обще­ственных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени разви­тости юридической техники и технологии.

Норма права и статья закона не всегда совпадают. Возможно включение нескольких норм в одну ста­тью закона. Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 уста­навливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания бра­ка недействительным (санкция).

2) Система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, а система за­конодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от воли законодателя.

3) Если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный (первая служит исходной базой для второй).

4) Если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

5) Система права более однородна, чем система законодательства. Отрасли права объединяются по предмету и методу правового регулирования, а отрасли законодательства ориентируются еще и на области государственной деятельности. В этой связи отраслей законодательства можно выделить больше, чем отраслей права (страховое законодательство, транспортное и т.д.) Кроме того, один и тот же нормативно-правовой акт может включать нормы различных отраслей права, например, закон о собственности, о предпринимательской деятельности и т.п.

6) Важным отличием системы права от системы законодательства является то, что система права в стране одна и олицетворяет собой единство правового пространства государства, независимо от него национально-территориального устройства. В этом смысле система права построена горизонтально. Система законодательства, в свою очередь, имеет не только горизонтальное, но и вертикальное строение, включающее федеральный, региональный и муниципальный уровни.