Понятие и принципы правотворчества

Тема 13. Правотворчество и систематизация права

 

1. Понятие и принципы правотворчества

2. Виды правотворчества

3. Законотворческий процесс и его стадии

4. Систематизация права.

 

Правотворчество есть форма государственной деятель­ности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это – процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения.

По своей сущности правотворчество есть возведение го­сударственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума, либо как издание актов, содержащих пра­вовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение ныне приобретает также заключение име­ющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

Учитывая государственный характер правотворческой деятельности, необходимо различать правотворчество в соб­ственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие – формирование права, правообразование. Нормы права создаются на основе государственных велений, но это­му процессу предшествуют обнаружение потребности в урегу­лировании определенной сферы отношений, выработка право­вых взглядов.

Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о буду­щем правовом регулировании. Это процесс формирования го­сударственной воли в законе. Правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выра­ботке и принятию нормативных актов. Правотворчество пред­ставляет собой основной, решающий этап формирования права, его логическое завершение.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных основополагающих принципов, представляющих ее организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленно правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер и объективность (связь с практикой). Правотворчество призвано максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и доста­точные знания.

6. Техническое совершенство принимаемых актов пред­полагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой спосо­бов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обя­зательными установлениями для законодателя.