РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В XVIII В.

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«И будет собственных Ньютонов российская земля рождать». Такими словами выразил свою уверенность в великом будущем русской науки Михаил Васильевич - Ло­моносов в одном из своих стихотворений. В XVIII в. русская наука делала свои первые крупные шаги. Впереди были Менделеев, Попов, Павлов, Курчатов, Королев, Алферов и др. Русскую культуру ожидали золотой и серебряный века.

Петровские реформы означали мощный прорыв, прежде всего, в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.

1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния.Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимство­вания ряда ее элементов.

2. Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном от­
ношении, новых территорий. Начался процесс русификацииПрибалтики; Поль­ши, Украины, Кавказа, Средней Азии.

3. Происходит решительное обмирщениекультуры, которая приобретает ярко
выраженный светский характер. Сфера культурного влияния Церкви посто­янно сокращается.

4. В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями
государства начинает формироваться слой российской интеллигенции,к кото­рой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инжене­ров, актеров.

В культурной сфере на первое место выдвигается просвещение. При Петре I наряду с церковными возникли светские (цифирные) школы, в которых изучали математику, навигацию и другие предметы.

Первые университеты в Европе возникли в XI в. Некоторые считают, что это был университет в Константинополе (1045), другие отдают предпочтение Болонскому университету (1051). В 1200 г. появилась знаменитая Сорбонна в Париже, затем Оксфорд, Кембридж и т. д. К концу XVв. в Европе действовало 60 «храмов науки». Их служители — профессора (в переводе с лат. «преподаватель») — об­ладали значительными правами в организации внутренней жизни университетов, имели автономное самоуправление. Профессорские корпорации избирали деканов (буквально в переводе с лат. означает «десятник, руководитель группы из 10 че­ловек»), ректоров (от лат. — «управитель»), присуждали профессорское звание, учили, экзаменовали и наказывали студентов. Студенты же быстро превратились в особую группу горожан, отличались энергией, сообразительностью и вольно­любием. В студенческой среде возникали разного рода корпорации, и корпора­тивный дух был весьма характерен для формирующейся европейской интелли­генции.

Первый университет на территории бывшего СССР появился в XVI в. в Виль­но. В начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов, но из первой группы, посланной на обучение за границу, никто не вернулся.

В России в 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, но зарожде­ние высшего образования принято связывать с именем Петра Великого. Высшее военно-инженерное образование начинается с учреждения Навигацкой школы в Москве в 1701 г., которая в 1715 г. была переведена в Санкт-Петербург. Она име­новалась Морской академией, Морским кадетским корпусом, но более известна как Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе — старейшее в Санкт-Пе­тербурге учебное заведение.

Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. — Московский, в 1783 г. появилось Горное училище (ныне Горный институт в Петербурге), первое высшее техническое учебное заведение России. При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали го­товить в духовных семинариях, а светское граждан­ское образование получали в гимназиях. Образова­ние носило сословный характер. Только для дворян в 1730 г. был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обыч­ным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей — гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал об­разование преимущественно юным дворянкам. Для основной массы населения получение образования оставалось весьма проблематичным.

Параллельно с просвещением развивалась рос­сийская наука. В 1725 г.открылся главный научный центр страны — Академия наук. Сначала ученые в ней были иностранные, при­глашенные, но затем появились и свои. Изучались природные условия страны, ресурсы, полезные ископаемые, составлялись карты, атласы, описания. Появи­лись профессиональные исторические сочинения. При АН возник первый естест­венно-исторический музей — Кунсткамера.

В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских, усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые исполь­зовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ре­меслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.

Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась первая газета — «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, в прозе — Д. И. Фонвизин, М. Новиков, А. Н. Радищев. Публи­цистом и литератором была Екатерина П. При ней Е. Р. Дашкова возглавила Рос­сийскую академию, которая специально занималась проблемами русского языка. Был составлен словарь русского языка.

XVIII в. оказался благодатным временем для архитектуры. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены в эти 100 лет. Столицей Петербург считается с 1712 г., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. Специального указа, объявляющего новый город столицей, не было. В 1712 г. царь утвердил именной список тысячи двухсот дворян, обязанных переселиться в Петербург. В 1713 г. в Петербург переехал правительствующий Сенат — колле­гиальное законосовещательное учреждение, заменившее московскую Боярскую думу.

Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами как для знатных, так и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана «северной столицы» осуществлена П. М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1714—1715 гг. Петр руководил застройкой Выборгской стороны, Васильевского острова, строительством пригородных дворцов в Петергофе, Екатерингофе, Ораниенбауме. По всей стране запрещается каменное строительство; каменщики и «прочие художники» строительного дела концентрируются в новой столице. С приездом из Франции Ж.-Б. Леблона были созданы 19 мастерских, которые готовили кадры строителей, владеющих самыми передовыми методами и идеями той эпохи.

В Петербурге динамично развивалась производственная инфраструктура, свя­занная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург быстро превратился в крупнейший центр россий­ской внешней торговли. Здесь размещались государственные учреждения. В 1722 г.. началось строительство монументального здания Двенадцати коллегий, предна­значенного для Сената и остальных высших государственных инстанций. (В этом здании в настоящее время размещается Санкт-Петербургский государственный университет.) Петропавловский собор стал усыпальницей русских царей, начи­ная с Петра Великого.

В 1703-1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вы­чурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером В. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Цар­ском Селе и Большой дворец в Петергофе.

С 1760-х до 1840-х гг. преобладал классицизм. В. И. Баженов построил Паш­ков дом в Москве (здание Библиотеки им. В. И. Ленина), Инженерный замок — в Петербурге. М. Ф. Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и здание Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Пе­тербурге корифей классицизма Д. Кваренги построил в Петербурге павильон «Кон­цертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный ин­ститут.

В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных об­разов создали художники И. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др.

В середине XVIII в., в правление Елизаветы Петровны, Ф. Г. Волковым основан первый русский профессиональный театр в Ярославле. Было создано несколько десятков крепостных театров. Частыми гостями в России были зарубежные теат­ральные группы.

В XVIII в. плодами культуры пользовалась меньшая часть общества. Создате­лями, носителями культуры являлись по преимуществу дворяне, зачастую ино­странцы. Впрочем, немало культурных ценностей было создано и выходцами из других сословий, даже крепостными.

В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые по­ныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, карти­ны для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меце­натов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, Церковь.