Органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.)
А). Особенности деятельности органов внутренних дел в военное время и реорганизация НКВД СССР.
22 июня 1941 года в день начала Великой Отечественной войны с фашисткой Германией вводится в действие указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», по которому в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти принадлежат военным советам, а там где их нет - высшему командованию войсковых соединений. Все органы власти, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать содействие военному командованию в обеспечении общественного порядка и безопасности. За неподчинение военным властям, а также за преступления виновные несли уголовную ответственность по закону военного времени. Это был первый закон, но далеко не последний, регламентирующий функционирование государственной власти в военное время и правоохранительной системы в частности.
20 июля 1941 года наркомат государственной безопасности, выделенный в феврале 1941 г. из НКВД, вновь объединяется с наркоматом внутренних дел СССР,причем основные звенья структуры органов внутренних дел не претерпели существенных изменений, но были усилены меры по эффективности следственной и оперативной работы.
Структура центрального аппарата НКВД СССР включала такие подразделения, как главные управления: госбезопасности, пограничных и внутренних войск, рабоче-крестьянской милиции, уголовного розыска РКМ, исправительно-трудовых лагерей, по делам военнопленных и интернированных, пожарной охраны, по борьбе с бандитизмом, шоссейных дорог. А также управление войск по охране тыла действующей армии и административно-хозяйственное управление, отделы: водной и железнодорожной милиции, службы, кадров, политический; контрольно-инспекторская группа, штаб истребительных батальонов.
После коренного перелома в ходе войны, в апреле 1943 г. происходит новое разделение НКВД СССР на три ведомства: НКВД СССР, НКГБ СССР и Управление контрразведки «Смерш» НКО СССР.
Условия войны и военного законодательства потребовали значительного расширения функций органов внутренних дел, к ним прибавились:
· организация истребительных батальонов;
· осуществление режимных мероприятий в местностях, объявленных на военном и осадном положении;
· охрана ценностей при их эвакуации в восточные районы страны;
· борьба с вражескими агентами, паникерами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений;
· борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью, устройство детей, потерявших родителей при эвакуации и других обстоятельствах военного времени;
· борьба с военным и трудовым дезертирством;
· выявления лиц, уклоняющихся от призыва и мобилизации;
· борьба со спекуляцией, злоупотреблениями в сфере распределения продуктов, мародерством;
· организация местной противовоздушной обороны;
· организация противопожарной безопасности;
· осуществление функционирования ИТУ;
· охрана тыла действующей Красной Армии;
· обеспечение противодействия противнику при помощи радиосредств;
· непосредственное участие в боевых действиях на фронтах и др.
Одним из документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, явилось постановление СНК от 24 июня 1941 года "Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов", в соответствии с которым ужесточался режим охраны различных важных объектов и создавались истребительные батальоны для борьбы с вражескими диверсантами, а также проводились другие оперативные мероприятия. В этот же день Нарком Внутренних дел СССР приказал начальниками этих батальонов назначать надежных и боевых оперативных работников наркомата. В прифронтовых областях руководители УНКВД создают в срочном порядке, практически в недельный срок, десятки истребительных батальонов, так, только в Ленинграде на 1 июля было создано 37 истребительных батальонов, численностью в 100-200 человек каждый, часть из которых позднее реорганизуется в пограничные заставы.
К концу июля 1941 г. в прифронтовой полосе страны было сформировано 1755 истребительных батальонов общей численностью свыше 328 тыс. человек. Для укомплектования их комсоставом было направлено около 3 тыс. оперативных работников милиции.
В военное время особую опасность приобретает распространение ложных слухов и ПВС СССР указом от 6 июля 1941 года предусматривает уголовную ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Подобные деяния карались по приговору Военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет.
2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР в стране была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. На предприятиях, в учреждениях, жилых домах создаются формирования местной противовоздушной обороны (МПВО).
Задачи милиции в системе местной противовоздушной обороны городов заключались в обеспечении четкого и бесперебойного функционирования групп самозащиты домов, кварталов и участков. Для чего милиции вменялось контролировать точное и своевременное соблюдение населением, руководителями предприятий, организаций и учреждений правил МПВО: правильность подачи сигналов воздушной тревоги, выполнение ответственными дежурными по МПВО своих функциональных обязанностей. Сотрудники милиции должны были осуществлять руководство защитой объектов во время бомбежек, поддерживать порядок в очагах поражения, охранять места неразорвавшихся авиабомб и снарядов.
19 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о введении осадного положения в Москве,по которому устанавливался более строгий режим, чем по военному положению, расширялись права и полномочия органов НКВД и должностных лиц.
Так, в местностях, объявленных на военном положении, неисполнение постановлений военных властей наказывались в административном порядке лишением свободы до 6 месяцев или штрафом до 3 тыс. рублей, при осадном положении дела о нарушении общественного порядка подлежали рассмотрению в военных трибуналах, а провокаторы, диверсанты, бандиты и грабители подлежали расстрелу на месте.
В кратком обзоре Московской военной комендатуры от 14 декабря 1941 года за период с 20.10. по 13.12.1941 г. указывалось о задержании по различным причинам 121.955 человек, из них осуждено 4.741, расстреляно по приговорам военных трибуналов 357 и 15 расстреляно на месте.