Органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.)

А). Особенности деятельности органов внутренних дел в военное время и реорганизация НКВД СССР.

 

22 июня 1941 года в день начала Великой Отечественной войны с фашисткой Германией вводится в действие указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», по которому в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти принадлежат военным советам, а там где их нет - высшему командованию войсковых соединений. Все органы власти, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать содействие военному командованию в обеспечении общественного порядка и безопасности. За неподчинение военным властям, а также за преступления виновные несли уголовную ответственность по закону военного времени. Это был первый закон, но далеко не последний, регламентирующий функционирование государственной власти в военное время и правоохранительной системы в частности.

20 июля 1941 года наркомат государственной безопасности, выделенный в феврале 1941 г. из НКВД, вновь объединяется с наркоматом внутренних дел СССР,причем основные звенья структуры органов внутренних дел не претерпели существенных изменений, но были усилены меры по эффективности следственной и оперативной работы.

Структура центрального аппарата НКВД СССР включала такие подразделения, как главные управления: госбезопасности, пограничных и внутренних войск, рабоче-крестьянской милиции, уголовного розыска РКМ, исправительно-трудовых лагерей, по делам военнопленных и интернированных, пожарной охраны, по борьбе с бандитизмом, шоссейных дорог. А также управление войск по охране тыла действующей армии и административно-хозяйственное управление, отделы: водной и железнодорожной милиции, службы, кадров, политический; контрольно-инспекторская группа, штаб истребительных батальонов.

После коренного перелома в ходе войны, в апреле 1943 г. происходит новое разделение НКВД СССР на три ведомства: НКВД СССР, НКГБ СССР и Управление контрразведки «Смерш» НКО СССР.

Условия войны и военного законодательства потребовали значительного расширения функций органов внутренних дел, к ним прибавились:

· организация истребительных батальонов;

· осуществление режимных мероприятий в местностях, объявленных на военном и осадном положении;

· охрана ценностей при их эвакуации в восточные районы страны;

· борьба с вражескими агентами, пани­керами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений;

· борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью, устройство детей, потерявших родителей при эвакуации и других обстоятель­ствах военного времени;

· борьба с военным и трудовым дезертирством;

· выявления лиц, уклоняющихся от призыва и мобилизации;

· борьба со спекуляцией, злоупотреблениями в сфере распределения продуктов, мародерством;

· организация местной противовоздушной обороны;

· организация противопожарной безопасности;

· осуществление функционирования ИТУ;

· охрана тыла действующей Красной Армии;

· обеспечение противодействия противнику при помощи радиосредств;

· непосредственное участие в боевых действиях на фронтах и др.

Одним из документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, явилось постановление СНК от 24 июня 1941 года "Об охране предприятий и учреждений и создании истреби­тельных батальонов", в соответствии с которым ужесточался режим охраны различных важных объектов и создавались истребительные батальоны для борьбы с вражескими диверсантами, а также проводились другие опера­тивные мероприятия. В этот же день Нарком Внутренних дел СССР приказал начальниками этих батальонов назначать надежных и боевых оперативных работников наркомата. В прифронтовых областях руководители УНКВД создают в срочном порядке, практически в недельный срок, десятки истребительных батальонов, так, только в Ленинграде на 1 июля было создано 37 истребительных батальонов, численностью в 100-200 человек каждый, часть из которых позднее реоргани­зуется в пограничные заставы.

К концу июля 1941 г. в прифронтовой полосе страны было сформировано 1755 истребительных батальонов общей численностью свыше 328 тыс. человек. Для укомплектования их комсоставом было направлено около 3 тыс. оперативных работников милиции.

В военное время особую опасность приобретает распространение ложных слухов и ПВС СССР указом от 6 июля 1941 года предусматривает уголовную ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Подобные деяния карались по приговору Военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет.

2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР в стране была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и про­тивохимической обороне. На предприятиях, в учреждениях, жи­лых домах создаются формирования местной противовоздуш­ной обороны (МПВО).

Задачи милиции в системе местной противовоздушной обороны городов заключались в обеспечении четкого и бесперебойного функционирования групп само­защиты домов, кварталов и участков. Для чего милиции вменялось контролировать точное и своевременное соблюдение населением, руководителями предприятий, организаций и учреждений правил МПВО: правильность подачи сигналов воздушной тревоги, выполнение ответственными дежурными по МПВО своих функциональных обязанностей. Сотрудники милиции должны были осуществлять руководство защитой объектов во время бомбежек, поддерживать порядок в очагах поражения, охранять места неразорвавшихся авиабомб и снарядов.

19 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о введении осадного положения в Москве,по которому устанавливался более строгий режим, чем по военному положению, расширялись права и полномочия органов НКВД и должностных лиц.

Так, в местностях, объявленных на военном положении, неисполнение постановлений военных властей наказывались в административном порядке лишением свободы до 6 месяцев или штрафом до 3 тыс. рублей, при осадном положении дела о нарушении общественного порядка подлежали рассмотрению в военных трибуналах, а провокаторы, диверсанты, бандиты и грабители подлежали расстрелу на месте.

В кратком обзоре Московской военной комендатуры от 14 декабря 1941 года за период с 20.10. по 13.12.1941 г. указывалось о задержании по различным причинам 121.955 человек, из них осуждено 4.741, расстреляно по приговорам военных трибуналов 357 и 15 расстреляно на месте.