Возникновение и развитие органов исполнения наказаний.

Июля 1937 года на базе ЦНИПЛ был создан центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИИПО).

Декабря 1924 г. в Ленинграде был открыт пожарный техникум и развернута подготовка пожарных на различных курсах.

Образование в СССР общесоюзной службы по борьбе с пожарами.

 

В период НЭПа в связи с нехваткой финансов и значительным сокращении государственного бюджета содержание пожарной охраны было передано на местный бюджет в соответствии с Постановление СНК и ВЦИК «О местных бюджетах» (1921 г.).

По данным НКВД в 1923 – 1924 гг. в 41 губернском городе насчитывалось 143 пожарных формирования (коммунальные, добровольные, специальные). Общая численность – более 11 тыс. чел., из которых около 3 тыс. – добровольцы. В сельской местности и того меньше.

Такого количества пожарных было явно недостаточно, т.к., по неполным данным, только в 1924 году произошло свыше 70 тыс. пожаров, из которых 65 тыс. приходилось на сельскую местность.

В феврале 1924 года на должность начальника ЦПО НКВД назначается К.М. Яичков. Под его руководством были восстановлены заводы и мастерские по выпуску пожарной техники, налажена подготовка специалистов, снова стал выходить журнал «Пожарное дело». В июле 1924 года был введен «Устав добровольческих пожарных дружин», что позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд (через пять лет только в сельской местности удалось создать почти 20 тыс. дружин).

К концу 1925 года структура управления пожарной охраны (УПО) включала:

-Центральную пожарную охрану (ЦПО);

-в губерниях, областях и автономных республиках – УПО;

-в округах и уездах – пожарные инструкторы;

-в районах – районные пожарные старосты;

-в сельсоветах – сельские пожарные старосты.

В центре и на местах были созданы межведомственные пожарные советы и совещания, координирующие работу всех пожарных формирований.

В апреле 1927 года Постановлением СНК ответственность за пожарную безопасность возлагалась персонально на руководителей объекта. 18 июня того же года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено «Положение об органах государственного пожарного надзора в РСФСР».Принятый документ установил, что руководство пожарной охраной принадлежит в центре и на местах НКВД.

С созданием Государственного пожарного надзора (ГПН) начинается планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных предприятиях и промыслах впервые вводятся пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды.

В 1929 году вышло ряд распоряжений НКВД по различным направлениям противопожарной службы: «Об усилении пожарной охраны на селе», «Типовые правила мер безопасности при ведении строительных работ» и т.д.

30 января 1930 г. ВЦИК СССР утвердил Закон «О службе в пожарных организациях», а в мае этого же года НКВД РСФСР издал «Единый нормальный устав для добровольческих пожарных организаций», сохранивший и дополнивший основные положения Устава от 1924 года.

С 1931 года по 1934 год образуются немногочисленные учебные заведения для подготовки специалистов противопожарной безопасности, которые затем закрываются и реорганизуются.

«Положение о Государственном пожарном надзоре», принятое ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1936 года, явилось правовой основой по дальнейшему улучшению работы по предупреждению пожаров на объектах народного хозяйства.

Усиление военной опасности вызвало необходимость дальнейшей централизации управления пожарной службой. Постановлением СНК СССР от 6 мая 1938 г. ведомственная пожарная охрана восьми городов (в т.ч. Москвы и Ленинграда) была передана в ведение ГУПО.Этим же документом было утверждено новое Положение о добровольных пожарных дружинах (ДПД), по которому они должны быть созданы на всех предприятиях народного хозяйства (профилактическая работа и борьба с пожарами до прибытия городских пожарных частей).

2 ноября 1939 г. СНК СССР своим Постановлением утвердил «Положение о пожарной охране сельских населенных пунктов», в соответствии с ним во всех населенных пунктах должны быть созданы ДПД.

Широкое проведение профилактических мероприятий, массовая пропаганда позволили в ряде городов и областей уменьшить число пожаров и потери от них. Так только в Московской области в 1939 году по сравнению с 1938 годом число пожаров снизилось на более чем 51 %.

В конце 30-х годов принимаются меры к ускорению технического перевооружения пожарной охраны.

Централизация пожарной службы коснулась и системы учебных заведений. Постановлением Советского правительства высшие и средние пожарно-технические учебные заведения были приняты на госбюджет, что позволило значительно укрепить их учебную базу.

Приказами НКВД в 1940 году были введены в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы в пожарной охране»и ряд документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. Изучая опыт военных действий в Европе, руководство пожарной охраны разработало новые инструкции по приемам тушения зажигательных бомб.

В 30-е годы советские пожарные совершили много героических дел. Так, за спасение народного достояния при ликвидации пожара на Майкопских нефтепромыслах пожарные Ф. Банников, В. Пилигин, Г. Мамиконянц были награждены орденами Ленина. А трое ленинградских пожарных: Ф. Лысаков, Г. Чумиков и В. Романчик были удостоены высокого звания Героя труда.

Небольшие музеи пожарного дела были в это время созданы в Ленинграде и Краснодаре.

 

 

 

Развитие органов исполнения наказаний. В начале 20-х годов задачу исполнения наказания решали различные ведомства, что для изучаемого периода была характерно и для других структур ОВД. Это обстоятельство препятствовало проведению единой исправительно-трудовой политики. Противоречие было устранено путем централизации органов исполнения уголовных наказаний.

25 июля 1922 г. Совнарком РСФСР принял постановление о сосредоточении всех мест заключения в одном ведомстве – НКВД РСФСР. Аналогичные преобразования проводились и в 1922-1923 гг. в других республиках. В РСФСР руководство местами лишения свободы было возложено на Главное управление мест заключения (ГУМЗ), которое возглавил Е.Г. Ширвинд, приложивший немало усилий для организации научных исследований по исправительно-трудовой проблематике и подготовки кадров с новым мышлением для мест лишения свободы.

В 1922 году в подчинении ГУМЗ НКВД РСФСР имелось:

-домов заключения и тюрем -105;

-сельскохозяйственных колоний- 35;

-исправительных домов и домов лишения свободы- 207;

-трудовых домов для несовершеннолетних-3;

-больниц-5.

Из них 23 места лишения свободы имели общегосударственное значение. Общее количество заключенных достигало более 68 тыс. человек.

С образование СССР ВЦИК утверждает 16 ноября 1924 года Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, что способствовало единообразному и правильному применению правовых норм не только в пределах республики, но и по всей стране, в нем были закреплены воспитательные задачи и идея исправления осужденных.

Основным препятствием, мешавшим нормальной деятельности ИТУ в 20-е годы, было их переполнение из-за широкого применения такой меры наказания, как лишения свободы.

Наряду с укреплением законодательной базы принимались меры по укреплению кадров ИТУ. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 23 марта 1925 г. во всех Союзных республиках вводился в действие Устав службы по местам заключения. В связи с этим в некоторых ИТУ проводилась работа по аттестованию сотрудников, где определялись уровень их квалификации и соответствие занимаемым должностям.

Основные направления реформирования мест лишения свободы были закреплены в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 года «О карательной политике и состоянии мест заключения». В нем, наряду с констатацией достигнутых успехов вскрывались и недостатки. Было признано нецелесообразным строить новые места заключения и рекомендовано ГУМЗ НКВД РСФСР увеличить наполняемость трудовых колоний за счет бездействующих сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных предприятий.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. в «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» были внесены необходимые изменения. Так, на ОГПУ возлагалась задача по освоению окраин СССР, обладающих огромными естественными богатствами и развития там хозяйственной жизни (Сибирь, Север, Дальний Восток и Средняя Азия). Основные вопросы деятельности этих специфических мест лишения свободы регулировались постановлением СНК СССР от 2 апреля 1930 года, по которому в этих местах содержались лица, осужденные особым постановлением ОГПУ на срок от 3 до 10 лет.

При ОГПУ СССР в апреле 1930 года было создано Управление лагерей (УЛАГ), а в феврале 1931 оно преобразуется в Главное управление (ГУЛАГ),ему подчинялись все исправительно-трудовые лагеря страны (А.И.Солженицын – Нобелевский лауреат в литературе: «Последний день Ивана Денисовича», «ГУЛАГ» и др., Варламов «Колымские рассказы»).

В 1930 году ГУЛАГ возглавил – Л.И. Коган, а с 1931 года- М.Д. Берман. В этот период наблюдается бурный рост различных лагерей ( Архангельский, Котласский, Соловецкий и т.д., входивших в Управление северных лагерей особого назначения ОГПУ – СУЛАГ). По состоянию на 2 октября 1930 года в этих лагерях числилось осужденных за контрреволюционную деятельность 22 тыс. чел., в том числе за шионаж-700 чел., за принадлежность к духовенству -около 2 тыс. чел., за политический бандитизм-5 тыс. чел.

В октябре 1934 года система мест лишения свободы была подчинена НКВД СССР и его местным органам.Главное управление лагерей и колоний было самым могущественным ведомств среди управлений Наркомата ВД..

Число заключенных быстро растет и уже к 1936 году их насчитывалось около 1 миллиона 300 тысяч человек.Со второй половины 30-х годов значительно упрощается производство по делам контрреволюционных преступлений на основании постановления ЦИК СССР от 14 сентября 1937 года «О внесении изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство союзных республик». Вслед за этим постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 года повысились максимальные пределы наказания в виде лишения свободы от 10 до 25 лет за шпионаж, террор и диверсии.

Кара, уголовное наказание становилось основным методом борьбы со всеми антиобщественными проявлениями и правонарушениями (по меткому народному выражению «пол страны сидело, а другая половина их охраняла»). Применение таких жестких мер в указанных постановлениях ЦИК СССР обосновывался необходимостью предупреждения и сокращения преступности, хотя за этим стояло конечно же решение насущных хозяйственных проблем за счет бесплатной рабсилы (строительство Байкало-Амурской магистрали, Беломоро-Балтийского канала, Волжской ГЭС, рудников по добычи золота, урана и др. ценных металлов).

В 1937 году начала формироваться система тюрем, подчиненных 10-му отделу Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Они предназначались исключительно для содержания подследственных и осужденных по составу контрреволюционных преступлений.

В 1938 году все тюрьмы передаются во вновь созданное Главное тюремное управление НКВД, включавшее в себя две самостоятельные и независимые тюремные системы: ГУЛАГ и ГУГБ НКВД СССР. Правила содержания подследственных стали регулироваться «Положением о тюрьмах НКВД СССР для подследственных», а срочных заключенных –«Положением о тюрьмах ГУГБ НКВД СССР по содержанию осужденных». Различные категории осужденных, как по составу преступлений, так и по национальности, направлялись в специально определенные лагеря.

1937 год вошел в историю как год массовых репрессий, которые проводились на основании решения Политбюро ЦК КВП(б) от 2 июля. Перед органами ГБ была поставлена задача – самым беспощадным образом разгромить «всю банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ Советского государства».

В 1937 году в ИТЛ поступило около 540 тыс. человек, а в 1938 году – более 600 тыс. человек. Таким образом, наполнение ИТЛ повысилось, несмотря на освобождение из лагерей соответственно: в 1937 году – более 360 тыс. чел. и в 1938 году – около 280 тыс. чел.

К концу 1938 года по инициативе Л.П. Берия началась компания по пересмотру приговоров, вынесенных во время Ягоды и Ежова. Из лагерей и колоний были освобождены более 800 тыс. чел. Однако, уже с 1939 года маховик репрессий начал набирать обороты в связи с при соединением новых территорий к СССР (Западной Украины, Белоруссии, Бессарабии, Буковины и республик Прибалтики). В предвоенные годы на рост числа заключенных существенное влияние оказали также военные конфликты с Японией (у о. Хасан и Халхин-Гол) и Финляндией. Так, на 1 января 1941 года число заключенных в ИТЛ и колониях возросло до 1. 929. 279 человек.

На увеличение числа осужденных оказали влияние и принятые в 1940 году Указы Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР от 26 июля, запрещающие самовольный уход рабочих и служащих с заводов, и от 10 августа о повышении ответственности за совершение мелких краж сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Режим в ИТУ в предвоенные годы регламентировался Временной инструкцией о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР (1939 г.) и Временной инструкцией о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых колониях (ИТК) НКВД СССР (1940 г.).В них были определены следующие принципы:

1) обеспечение надежной изоляции;

2) достижение наибольшей эффективности труда заключенных;

3) определение обязанностей каждого заключенного по назначению администрации;

4) поощрение честного отношения к труду и соблюдения режима;

5) административное воздействие и даже предание суду симулянтов и отказчиков от работы.

Причем, общий режим предназначался для осужденных за уголовные преступления независимо от числа судимостей (посылки полагались один раз в месяц, частые свидания и др.), а усиленный – осужденным за государственные преступления (посылки – один раз в три месяца и редкие свидания).

Перед войной было введено в действие новое «Положение о тюрьмах НКВД для содержания подследственных» (1939 г.),по которому усиливались ограничения: подследственных (еще не преступников!) запрещалось использовать на хозяйственных работах, извещение о смерти родственникам не высылалось и трупы не выдавались.

В предвоенные годы наметилась некоторая либерализация условий отбывания наказания. Принимались меры по улучшению положения заключенных. Исправительно-трудовая система только становилась на путь позитивных сдвигов, но помешала война.

 

Реформирование внутренних войск. В связи с образование СССР и реорганизацией НКВД, войска ГПУ вошли в состав вновь образованного ОГПУ СССР, а руководство ими осуществлял заместитель председателя ОГПУ П.С. Уншлихт через штаб войск.

С целью дальнейшего совершенствования руководства войсками в ноябре 1926 года в составе ОГПУ было создано Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ (ГУПО и ВОГПУ).Внутренними войсками и пограничными округами руководили начальники управлений пограничной охраны и войск ОГПУ, а в остальных районах – начальники инспекций войск ОГПУ округа, края и области. Начальником ГУПО и ВОГПУ в 1926 – 1929 гг. был З.Б. Кацнельсон, а в последующее время – С.Г. Вележев, И.А. Воронцов. Перечни объектов (предприятия и сооружения, имеющие исключительное значение для обороны страны), которые передавались под охрану внутренних войск, неоднократно изменялись и уточнялись.

В 1931 году приказами ОГПУ объявляются: «Устав службы внутренних войск» и «Наставление по оперативно-боевому использованию войск ОГПУ», которым определялся порядок действия войск при проведении чекистско - войсковых операций. В этом же году внутренние войска взяли под охрану железные дороги.

Обстановка требовала укрепления конвойных войск, которые сначала были в подчинении ОГПУ (1922-1924 гг.), а с 1924 г. по 1925 г. – в НКВД союзных республик. 30 октября 1925 года по постановлению СНК СССР «О конвойной страже в СССР» создается Центральное управление конвойной стражи СССР, подчиненное непосредственно Совету Народных комиссаров СССР, а организационно построены по принципу РКК (взвод, рота, батальон и полк). Все войска были сведены в две дивизии и шесть отдельных бригад общей численностью более 14 тыс. человек.

Все это потребовало приведения названия конвойной стражи в соответствии с ее войсковой организационной структурой. Постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года конвойная стража была переименована в конвойные войска СССР, а Центральное управление конвойной стражи – в Центральное управление конвойных войск СССР. С 1924 г. по 1934 г. конвойные войска входили в состав Красной Армии, но в интересах дела требовалось их приближение к ОВД.

Надо заметить, что с 1917 года по 1950 год охрану лагерей и колоний осуществляли военизировано – стрелковые охраны,носившие одинаковую форму для всей системы НКВД – МВД.

2 февраля 1939 года СНК ССР принимает постановление, в соответствии с которым Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР было разделено на шесть главных управлений:

-пограничных войск, войск по охране железнодорожных сооружений, войск по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск, войск военного снабжения и главное военно-строительное управление войск НКВД СССР. Затем они не однажды объединялись, переименовывались и перестраивались.

В 1939 – 1940 гг. внутренние войска участвовали в войне с Финляндией, где использовались для охраны тыла действующих армий. Этот опыт потом был широко применен во время Великой Отечественной войны.

Одной из важнейших задач, которая была решена в предвоенный период, явилось создание системы военно-учебных заведений ОГПУ-НКВД. Так, в 1937 году организуется Ново-Петергофское военное училище пограничной и внутренней охраны НКВД СССР, а еще в Москве, Харькове и др. городах. Военно-учебные заведения имели хорошую материально-техническую базу, были оснащены новейшими образцами военной техники, имели оборудованные лаборатории. В целом система подготовки кадров для внутренних войск накануне Великой Отечественной войны отвечала предъявляемым требованиям.