Правила устного распоряжения

Психологические приемы достижения расположенности подчиненных

Существует четыре основных приема формирования аттракции:

- первый прием условно можно назвать «имя собственное». Он состоит в том, что надо как можно чаще (но не выходя за пределы разумного) называть человека по имени. Давно известно, что самая лучшая музыка для человека – это его собственное имя, поскольку для любого человека самое дорогое в его жизни – это он сам. Главная сложность заключается в том, чтобы запомнить имя нового для вас партнера. Но без этого никаких продуктивных контактов быть просто не может!

- второй прием называется «зеркало отношений». Состоит он в том, что внешний вид человека выражает его отношение к собеседнику помимо слов. Более того, он должен соответствовать словам и намерениям. Человек с хмурым лицом, который говорит о желании сотрудничать и о симпатии к своему партнеру, вряд ли вызовет доверие. Так что доброжелательность в выражении лица, легкая, приветливая улыбка всегда расположат к вам собеседника, вызовут у него желания общаться;

- «Золотые слова» – уметь сказать комплимент, т.е. то, что человек хотел бы о себе услышать;

- «Внимательный слушатель» – уметь слушать и слышать, задавать вопросы собеседнику, уточнять, проявлять постоянный интерес.

Практика управления персоналом позволяет сформулировать 10 правил предъявления требований руководителя к подчиненным.

1. Реальность требований. Это правило побуждает руководителя предъявлять требовательность исходя из содержания выполняемых подчиненным обязанностей, решаемых им профессиональных задач, степени профессиональной подготовленности, опыта и профессиональных способностей.

2. Своевременность требований. Данное правило направлено повести работу по предупреждению нарушений дисциплины со стороны персонала, вовремя реагировать на знаки недисциплинированности работников, мелкие проступки и халатное отношение к должностным обязанностям.

3. Систематичность требований. Бессистемность, отсутствие связи в предъявлении различных требований к деятельности и поведению подчиненных со стороны руководителя снижает эффективность управленческих воздействий и дисциплинарной практики.

4. Аргументированность (доказательность) требований. Опираясь на это правило, руководитель должен добиваться понимания подчиненными содержания требований и внутреннего согласия с ними.

5. Последовательность в предъявлении требований. Это правило требует со стороны руководителя сочетать усиление требовательности к подчиненным в соответствии приобретаемыми ими опытом, профессиональной квалификацией, а также их индивидуальными особенностями.

6. Предметность требований. Требования руководителя должны иметь точный адрес, указывать на содержание предстоящих действий подчиненных, сроки выполнения задач, предполагаемые результаты, способы приемы работы и т.д. Беспредметные требования (тише «действуйте», «работайте лучше», «повышайте дисциплинированность», «следуйте правилам», «работайте» и не позволяют сформировать у подчиненных четких и умных представлений о том, что ждет от них руководите; как он будет оценивать их работу, за что поощрять и что наказывать.

7. Справедливость требований. Данное правило заставляет руководителя быть предельно внимательным к своим оценкам и обобщениям, соотносить их с кругом выполняемых подчиненными должностных обязанностей, опытом работы, квалификацией и реальными результатами деятельности.

8. Тактичность и доброжелательность в предъявлении требований. Форма предъявления требовательности должна учитывать индивидуальные особенности подчиненного. Одному предъявить требования и покритиковать его лучше «с глазу на глаз». Другого следует спросить недостатки в работе и проступки на совещании и т.д. в любом случае этика предъявления требований заставляет руководителя быть доброжелательным и конструктивным.

9. Побудительность требований.

10. Преемственность требований руководителями различного управленческого уровня и разных структурных подразделений предприятия.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение понятию «управленческое общение».

2. Назовите формы управленческого общения.

3. Какие функции управленческого общения?

4. Сформулируйте первый закон общения.

5. В чём сущность второго закона общения?

6. Что такое аттракция?

7. Укажите факторы, которые влияют на аттракцию.

8. Назовите приёмы аттракции.

9. Дайте основные характеристики подчинённым.

10. Сформулируйте пять правил устного распоряжения подчинённым.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – М.: ПРОСПЕКТ, 2008.

2. Налоговый кодекс РФ. – М.: Гросс-Медия, 2008.

  1. Аверченко Л.К. Управленческое общение: Теория и практика: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.

4. Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: бек, 1994.

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М «Гардарики» 2003 г
  2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е издание переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2003
  3. Ганджин В.Т., Сидоров П.И. Руководство по самоменджменту. – Санкт-Петербург. 1996
  4. Драчёва Е Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Уч. пос. – М.: Мастерство, 2002
  5. Казанцев А.К.. Практический менеджмент. М.: Инфра 2001
  6. Косачева А.П. Самоменеджмент. Вы и ваши возможности. Путь к самосовершенствованию. Методическое пособие. ОЦПКРТ. М.: 2003г.

11. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: Банки и биржи, 1995.

12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2002.

13. Кнышова Е.Н. Менеджмент. – М.: Форум – Инфра – М, 2005.

14. Лафта. Т.К. Менеджмент: Учебник. – М., 2002

  1. Лукашевич В.В. Основы менеджмента. Москва «ЮНИТИ», 2004

16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. – М.: Дело, 2004

17. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  1. Общий менеджмент. Учебное пособие под редакцией проф. А.К. Казанцевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие под редакцией проф. М.А. Чернышева. Издательский центр «МарТ», Москва. Ростов-на-Дону, 2004.
  3. Основы экономики и управления. Под редакцией Кожевникова. Профтех. МАСАДЕМА 2003.
  4. Практикум по теории управления. Под редакцией проф. В.Н. Парахиной, «Финансы и статистика», М.: 2003.
  5. Рамендик Д.М. Психологический практикум: Уч. пос. – М.: «Академия», 2005.
  6. Руденский Е.В. Основы психологии общения менеджера: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М: Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  7. Руденко Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера; Уч, пос. – М: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  8. Розанова В.А. Психология управления. Библиотека журнала «Управление персоналом. М.: 2003.
  9. Рос Джей, Ричард Темплар. Энциклопедия менеджера. Алгоритмы эффективной работы. Альпина Бизнес Букс. Москва 2004 г.
  10. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001
  11. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. М.: ИНФРА–М 2001.
  12. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. Профессиональное образование. ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004.
  13. Тарасов В.К. Отбор и подготовка менеджеров. Ленинград «Машиностроение».1989.
  14. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ.2004.
  15. Фадеева Е.И. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие. М.: «ЦГЛ», 2003.
  16. Энциклопедия менеджера. Джей, Томсон.
  17. Журнал «Справочник руководителя торгового предприятия» № 4 2004.

35. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».


Приложение 1