Вопрос 1. Предмет и задачи курса «Анатомия ЦНС».
Фондовая лекция
Волгоградский филиал
Кафедра общей и социальной психологии
Утверждаю
заведующий ОиСП
______ Т.В. Волчанская
Автор: Карякина Татьяна Николаевна, к.м.н., доцент
по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»
Тема 1. Введение в анатомию ЦНС. Предмет и задачи курса
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
Протокол № __ от «__»______2012г.
ПЛАН
Введение | …………………………………………………………………… | |
Вопрос 1. | Предмет и задачи курса «Анатомия ЦНС»………………… | |
Вопрос 2. | История развития представлений о строении головного мозга человека….…………………………………………….. | |
Вопрос 3. | Общая характеристика строения центральной нервной системы человека………………………………………………. | |
Заключение | ………………………………………………………………….. | |
Список | литературы……………………………………………………. |
|
Курс «Анатомия центральной нервной системы» предназначен для создания у студентов необходимой основы последующего изучения психологии. В результате его освоения будущие психологи должны четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции, а также знать основные морфологические субстраты, ответственные за проявление психологических явлений.
Таким образом, основная задача курса «Анатомия центральной нервной системы» — это формирование целостного представления о строении материальной основы психики — центральной нервной системы.
При написании данного курса лекций мы применяли несколько подходов: применяли несколько подходов: эволюционный, морфофизиологический и интегративный. Первый подход рассматривает мозг человека как продукт двоякого развития — в филогенезе и онтогенезе, причем оба эти процесса связаны воедино в биогенетическом законе. Эволюционный подход способствует созданию естественнонаучной основы для формирования у студентов целостного мировоззрения, которое позволяет понять феномены специфического поведения людей в обществе.
Морфофизиологический подход предполагает достаточно четкую детерминированную связь между нервными структурами и психическими функциями, за которые эти структуры отвечают, причем это касается не только таких простейших психических явлений, какими являются ощущения, но и более сложных психических феноменов: памяти, мышления и речи.
Третьим методическим приемом в этой работе является интегративный подход, показывающий организацию человека в виде сложной, иерархически устроенной, саморегулирующейся системы, которая обладает большими адаптационными возможностями благодаря накоплению новой информации центральной нервной системой.
Изложение материала этого курса строится по принципу целостности и иерархичности нервной системы, начиная с клеточного уровня и завершая наиболее сложным этажом центральной нервной системы — корой больших полушарий, которая является материальным субстратом психики человека.
Анатомия человека— наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности развития этого строения.
Современная анатомия, являясь частью морфологии, не только исследует строение, но и старается объяснить принципы и закономерности формирования определенных структур. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.