Пирамида потребностей Маслоу
Ступени мотивации. Классификация теорий мотивации
Ступени мотивации (мотивационный процесс):
Потребность – побуждение и мотивы – поведение – цель – результат удовлетворения потребностей (Удовлетворение, неудовлетворение, частичное удовлетворение). Мотивацию можно представить в виде следующих ступеней:
:
Рис. 13. Мотивационный процесс
Содержательные теории мотивации | 1. Пирамида потребностей А.Маслоу |
2. Теория Ф. Герцберга | |
3. Теория МакКлелланда | |
4. Теория МакГрегори | |
Процессуальные теории | 1. Теория ожидания |
2. Теория справедливости | |
3. Теория Портера-Лоулера |
Рис.14. Классификация теорий мотивации
3.3.3. Содержательные теории мотивации.
Потребности и мотивационное поведение
Потребности в теории А.Маслоу разделены на первичные (физиологические, безопасности) и вторичные: социальные (общение с коллегами и друзьями), уважение (проявление профессиональных качеств) и самовыражение ( карьерный рост, известность).
Рис. 15. Пирамида потребностей А. Маслоу
2. Теория потребностей по МакКлеланду:
Власть: желание воздействовать на других людей.
Успех: процесс доведения работы до успешного конца.
Причастность: заинтересованность в компании знакомых, налаживании дружеских отношений в коллективе, оказании помощи другим.
3. Двухфакторная теория Ф.Герцберга:
1. Гигиенические факторы:
- условия работы;
- заработная плата;
- психологический климат в коллективе;
- степень непосредственного контроля за работой.
2. Мотиваторы:
- успех;
- продвижение по службе;
- признание и одобрение результатов работы.
4. Теория «X» и «У» Д. МакГрегори
Теория «Х» – человек ленив и старается избегать работы, его нужно контролировать и принуждать к труду.
Теория «У» – человек получает удовольствие от труда, руководитель должен предоставлять условия для максимального проявления инициативы.