Специфика ситуации в странах бывшего СССР

 

В экономическом образовании в странах бывшего СССР ситуация существенно отличается от положения в развитых странах. Существует несколько основных объективных причин.

Наша экономика не стала по-настоящему рыночной, и поэтому к нам в какой-то степени дошла только революция в информационных технологиях, а революция в бизнесе пока отстает. Но даже в информационных технологиях развитие происходит однобоко: компьютеры перестали быть экзотикой, но доступ в Интернет пока ограничен, и мы еще не вошли в единое образовательное и экономическое пространство.

Наше общество в отличие от развитых стран не имеет достаточной количественной информации по своему социально-экономическому положению. Здесь сказываются недостаток достоверных данных и отсутствие опыта в экономико-математическом моделировании и принятии решений на основе количественного анализа данных.

Система образования оказалась еще более инерционной, чем общество. Вместо политэкономии, использовавшей вербальные методы, сейчас начали преподавать экономику, базирующуюся на математике, статистике и информационных технологиях. Но преподаватели с экономическим образованием 10-20-летней давности оказались в основном не готовы к такому переходу. В результате образовалась пропасть между экономическими дисциплинами, с одной стороны, и математикой, статистикой и информационными технологиями, с другой стороны.

В качестве средства для радикальных преобразований экономического образования выступают информационные технологии. При этом достигается многосторонний эффект.

1. ИТ обеспечивают доступ в единое экономическое и образовательное пространство.

2. ИТ являются носителями современных методов менеджмента, таких, как Total Quality Management, Business Process Reengineering, Decision Support System, и других благодаря взаимосвязи двух революций: в ИТ и в бизнесе.

3. ИТ используются как мост между экономикой и математикой (статистикой), так как существенно облегчают использование сложного аппарата.

4. ИТ способствуют согласованию наших экономических методов с общемировыми.

Рассмотрим специфику стран бывшего СССР в области экономического образования более подробно.

1.4.1. От "авось" до проверки ответов на вопрос: " что будет, если?"

 

Исторически путь развития нашей страны существенно отличался от стран Запада, что не могло не сказаться на менталитете народа и способах принятия решений. Жизнь в стране с неограниченными ресурсами не располагала к бережливости и скрупулезным расчетам. Поэтому появилось бесшабашное решение "на авось", т.е. в надежде на случайную удачу.

О том, что такой способ принятия решений не всегда приводит к успеху, свидетельствует многолетний опыт приглашения в дореволюционную Россию в качестве управляющих расчетливых немцев. Многовековая жизнь жителей Западной Европы в условиях недостатка ресурсов приучила их к бережливости.

Очень наглядный пример различного подхода к принятию решений был продемонстрирован в одной телепередаче из США. Репортер спросил у сотрудника консалтинговой фирмы, иммигранта из СССР: "Существует ли разница между Вашими клиентами - коренными американцами и недавними переселенцами из СССР?". На что последовал ответ: "Когда даешь совет коренному американцу, тот достает калькулятор и начинает рассчитывать, а когда даешь совет переселенцу из СССР, тот спрашивает, с каким человеком придется иметь дело".

Не беремся судить, насколько верен тот или иной способ принятия решений, но все-таки уметь рассчитывать не помешает.

Так как менеджерам приходится принимать решения в условиях большой неопределенности, связанной с меняющейся ситуацией и недостаточностью Информации, роль компьютеров заключается не в замене человека, а в расчете возможных последствий. Компьютерные системы, помогающие найти ответы на вопросы "что, если?", называются системами поддержки принятия решений и оставляют право на принятие решений за человеком. Если на Западе системы поддержки принятия решений получили широкое распространение уже в 1970 -1980 гг., то у нас они только начинают появляться.