Методические рекомендации

Персоналии

Ленин Владимир Ильич (Ульянов)(1870 – 1924) создатель Российской социал-демократической рабочей партии, лидер большевиков с 1900 – апрель 1917г. был в эмиграции. 24 октября 1917г Ленин возглавил руководство восстанием в Петербурге. На II Всероссийском съезде Советов был избран председателем совета народных комиссаров – первого советского правительства. С 1923г. – председатель Совнаркома СССР.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович(1879-1953)- один из руководящих деятелей КПСС. Участник революции в Петрограде. С октября 1917 года нарком по делам национальностей. С 1922 года Ген. Секретарь ЦК КПСС, с 1941 года - председатель СНК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий, один из организаторов антигитлеровской коалиции. Вместе с тем, допускал теоретические и политические ошибки, грубые нарушения социалистической законности. Культ личности Сталина осужден КПСС как явление, чуждое марксизму-ленинизму.

Керенский Александр Федорович (1881-1970)- политический деятель, адвокат; лидер фракции трудовиков в 4 Государственной Думе; с марта 1917 года - эсер; во Временном правительстве - министр юстиции, военный и морской министр, глава правительства с июля 1917 года. После Октябрьской революции - организатор антисоветского мятежа; белоэмигрант.

Троцкий Лев Давидович (1879-1940) – идеолог идейно-политического мелкобуржуазного движения, принадлежал к наиболее радикальному крылу в РСДРП. В 1908 – 1912гг. – редактор газеты «Правда», один из руководителей Октябрьского вооружённого восстания, 1917 – 1918гг. – нарком по иностранным делам; 1918 – 1925гг. – председатель Реввоенсовета республики, один из создателей Красной армии. 1926 – 1927гг. – период борьбы со Сталиным по проблемам строительства социализма, в 1926г. – исключён из партии, выслан в Алма-Ату. В 1929г. бежал за границу, убит в Мексике агентом НКВД, испанцем Р. Маркадером.

 

При рассмотрении первого вопроса следует дать характеристику экономического, политического и военного положения России в годы первой мировой войны и особенно накануне Февральской революции (в конце 1916-начале 1917г.), показать быстрое нарастание революционного движения в стране, отметив активность рабочего класса и его значительную роль в начинающейся революции.

Во втором вопросе необходимо раскрыть объективные и субъективные причины Февральской революции, ее классовую сущность, характер и особенности. Особое внимание следует обратить на выяснение причин возникновения в стране двоевластия; необходимо уяснить, почему меньшевики и эсеры, оказавшиеся в большинстве в Советах, добровольно передали власть буржуазным политикам, которые и сформировали Временное правительство.

Опыт показывает, что студенты испытывают затруднения в правильном понимании первоначальной большевистской установки на возможность мирного развития революции, поэтому необходимо рассмотреть содержание «Апрельских тезисов», написанных В.И.Лениным («О задачах пролетариата в данной революции»). Основное внимание надо уделить следующим проблемам: разработке Лениным нового стратегического плана партии, эффективности мер, предложенных им для борьбы за власть; сути ленинской идеи о Республике Советов как государственной форме «диктатуры пролетариата»; существовавшей тогда возможности развития и победы революции мирным путем; отношению большевиков к войне и Временному правительству.

 

К семинару студенты могут подготовить таблицу: