РЕЦЕНЗИЯ
ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС, МОДУЛЬ 2
Научный редактор
Рецензенты
НОВОСИБИРСК
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.И. Зубов
Электронный проблемно-модульный курс, модуль 2
2013
Автор
доцент В.И. Зубов
Электронный проблемно-модульный курс, модуль 2 разработан в соответствии с программой курса «Информатика и информационные технологии». Данный модульный курс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического, юридического и психологического факультетов всех форм обучения, а также может быть использован на аудиторных занятиях.
В модуле 2 рассматриваются основные понятия компьютерных сетей и защиты информации, а также принципы построения и функционирования компьютерных сетей. Особое внимание уделено вопросам безопасности и надежности передачи данных и вопросам защиты секретной и конфиденциальной информации.
Учебное пособие соответствует основным положениям, изложенным в монографии академика РАСН Е.А. Соколкова «Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук».
Ó Новосибирский гуманитарный институт, 2013
Ó В.И. Зубов, 2013
ФИО студента ___________________
Факультет _______________________
Направление подготовки (специальность) __________________________
Курс, номер потока ____________________________
Дата поступления работы _______________________
Отчетность за модуль
Оценка | Дата | Фамилия преподавателя |
Выводы по работе ______________________
Рецензент _______________________________-
«____» ___________________ _____г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 5
Методические рекомендации по изучению курса. 6
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 8
Тема 21. Компьютерные сети. Основные понятия. 9
Позиция 1 Назначение и виды компьютерных сетей. 9
Позиция 2 Топология сети. 11
Позиция 3 Каналы передачи данных. 13
Позиция 4 Модель OSI. 15
Позиция 5 Протоколы.. 17
Позиция 6 Локальные сети. 19
Позиция 7 Компьютеры локальных сетей. 20
Позиция 8 Архитектура компьютерных сетей. 22
Тема 22. Глобальная компьютерная сеть Интернет. 24
Позиция 9. Глобальные сети. 24
Позиция 10. Интернет. 26
Позиция 11. Адресация в сети Интернет. 28
Позиция 12 Службы Интернета. 30
Позиция 13 Служба World Wide Web (WWW). 32
Тема 23. Информационная безопасность и способы защиты информации. 35
Позиция 14 Информационная безопасность. 35
Позиция 15 Классификация способов защиты информации. 37
Позиция 16 Защита информации в локальных сетях. 39
Позиция 17 Организационно-технические методы защиты.. 41
Позиция 18 Криптографические методы защиты.. 43
Позиция 19 Симметричное и несимметричное шифрование данных. 45
Позиция 20. Создание защищенного направленного канала связи в сети Интернет. 46
Позиция 21 Электронная цифровая подпись. 48
Позиция 22 Дайджест сообщения. Хэш-функция. 49
Позиция 23. Понятие о криптостойкости средств электронной подписи. 51
Позиция 24. Сравнение несимметричного шифрования с симметричным.. 53
Позиция 25. Понятие об электронных сертификатах. 55
Позиция 26 Классификация и характеристика компьютерных вирусов. 57
Глоссарий. 60
Список литературы к модулю 2. 62
Предисловие
С развитием общества непрерывно возрастают объемы и темпы обмена информацией как между людьми, так и между автоматизированными информационными системами. Для решения задачи поиска и передачи информации создаются различные компьютерные сети. Особую роль в настоящее время играет сеть Интернет. Благодаря компьютерным сетям возрастающий объем информации становится доступным все большему числу людей. Вместе с тем очень часто по компьютерным сетям передается секретная или конфиденциальная информация, которая нуждается в защите от несанкционированного доступа. Целостность любой информация может быть нарушена действиями компьютерных вирусов. В связи с этим в настоящее время чрезвычайно важными вопросами являются вопросы всесторонней защиты информации.
Для специалистов, использующих в своей работе компьютерные сети необходимо знать возможности, которые они представляют для передачи и обработки информации, а также угрозы, которым может быть подвергнута передаваемая или обрабатываемая информация.
Настоящий электронный проблемно-модульный курс поможет студентам разобраться в этих непростых вопросах.