ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК

Язык создается и используется людьми не произвольно,
а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практи-
кой. При этом человека интересует не просто истина (как в фи-
лософии предложения), представляющая ему объект таким, ка-
ким он является безотносительно к целям человека, а значение
объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует
ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над
ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом харак-
тере интерпретации. В этой связи за последние 3-4 десятка лет
в философии языка резко возросло внимание к ценностным ус-
тановкам личности, которые содержатся в высказываниях типа:

знает
верит

А помнит, что p
надеется
хочет

Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал
строки В. Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду
цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Но как по-
нять выражение «я знаю» (анализу которого философы-анали-
тики посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверж-
дая «я знаю»? Вроде бы в его строках есть даже доказательст-
во: в стране советской живут замечательные люди, следователь-


но, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает уче-
ный, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказатель-
ство, ибо суждения поэта невозможно подтвердить и опроверг-
нуть фактами. То, что Москва — самый большой город России,
можно подтвердить фактами; знания Маяковского — это его лич-
ная ценностная установка, она принадлежит ему (согласно его
суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному,
доступными реальными фактами. «Я знаю» означает у Маяков-
ского
«Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы стра-
на советская процветала».

Итак, очень часто предложение является выражением цен-
ностной установки личности, оно обладает особым прагматиче-
ским
смыслом. Прагматика это такая философия языка, ко-
торая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные
установки личности.
Философию языка как ценностных уста-
новок можно назвать одним словом — прагматика.

С ценностными установками, своими и других людей, чело-
век имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его дейст-
вия попадают ценности. В этой связи в философии языка пред-
стоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно ска-
зать о ценностях, какая логика при этом используется, связаны
ли между собой значение предложения и его прагматический, цен-
ностный смысл, как на основе анализа предложений с прагма-
тическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.

Таким образом, в философии языка наиболее значимыми
оказались три концепции: философия имени, философия пред-
ложения (или высказывания), философия языка как ценностных
установок личности.

обзор: современное философское понимание языка

Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках че-
тырех ведущих современных философских направлений: фено-
менологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма.

Феноменологи на первое место ставят анализ работы созна-
ния. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания.
Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками вы-
работанных сознанием образцов, эйдосов.

Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи.
Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно по-


этому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и доста-
точно ли полно. Все богатство сознания и практики человека из-
начально дано в языке. Философия — это не что иное, как фило-
софия языка. Особенности современного аналитического языка от-
четливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна,
который отлично понимал, что так как значение слова есть его упо-
требление, то значений у одного и того же слова может быть
много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо до-
вести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка все-
гда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.

Герменевты также занимают своеобразную позицию. По-
добно философам античности они сопоставляют сущность пред-
метов и язык. Но если античные философы, например Платон,
считали, что язык есть выражение сущности, то герменевты
понимают язык как само бытие сущности. «Язык — это универ-
сальная среда, в которой осуществляется само понимание»,—
подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме во-
просов и ответов. Для герменевта крайне важно единство внут-
ри следующей триады: сущность мира — язык — переживание.
Аналитик же рассуждает в другой манере: язык — его ана-
лиз — мир фактов (никаких сущностей).

Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр
философствования язык, прежде всего текст. Но если аналити-
ки стараются препарировать текст научными способами, то пост-
модернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст раз-
лагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать
красивые чувства — от удовольствия и наслаждения до боли и стра-
даний, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универ-
сальная среда чувственности человека. Философия призвана ос-
вободить эту чувственность и возвысить ее.

Как видим, в современной философии языку придают само-
стоятельное значение. Язык есть символ нашей жизни и сама на-
ша жизнь.

метаязык и объектный язык.