ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?
ТРИ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
Согласно Евангелию от Иоанна, накануне казни Иисуса со-
стоялся его разговор с римским наместником в Иудее Понтием
Пилатом. Иисус: «Я на то родился и на то пришел в мир, что-
бы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слуша-
ется гласа моего». Пилат: «Что есть истина?» В вопросе Пила-
та слышится и недоумение (в час смерти человек не просит, не ле-
безит, а говорит об истине) и известное презрение (какая еще ис-
В современной философии особенно отчетливо выделяются три
концепции истины: соответствия, когерентности и прагматично-
сти. Рассмотрим их.
Согласно концепции соответствия, истинными являются вы-
сказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпре-
тации), которые соответствуют действительности. Высказыва-
ние «снег бел» истинно, если снег действительно бел; высказы-
вание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При этом
мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяснить надо
таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например
приборами, бел снег или нет.
Выходит, что установление истины или заблуждения тре-
бует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл
лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логи-
ческие конструкции, приходится учитывать последовательность,
системность суждений. В этой связи говорят о когерентной кон-
цепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и не-
противоречивость высказываний. Концепция когерентности
истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.
Концепция, в которой критерием истинности выступает
практика, называется прагматической концепцией истины (гре-
ческое слово прагма означает дело, действие). Смысл новой кон-
цепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять
суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя все-
го лишь теоретическими рассуждениями.
Представляется весьма верным утверждение американского
философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины
не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать
все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их
равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на пер-
вом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, что-
бы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика
очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической
формулировкой соответствовали миру физических явлений. Зна-
чит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответ-
ствия. Для техника большое значение имеет практика; надо по-
лагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматиче-
ская концепция истины.
шкала истинности
Все в мире имеет свои количественные градации. Не являет-
ся исключением и истина. Наши знания, информация как сово-
купность сведений постоянно возрастают. По мере развития
процесса познания становится известным ранее неведомое. Вве-
дем шкалу истинности — от крайне левой точки, соответствую-
щей абсолютному заблуждению, до крайне правой точки, соот-
ветствующей абсолютной истине. Рост знания означает, что че-
ловечество перемещается по шкале истинности слева направо (про-
тивоположностью истины является заблуждение; ложь — это пред-
намеренное искажение истины).
Теории сменяют друг друга, именно на их основе мы интер-
претируем понятие истины. Значит, приходится признать, что
в очередной раз абсолютная истина оказалась недостижимой.
А ведь в условиях господства прежней теории казалось, что аб-
солютная истина уже достигнута. Ни в малом, ни в большом
дух наш не сталкивается с абсолютной границей, везде он на-
ходится в пути.
обзор: как искали истинн
Чтобы раздвинуть горизонты нашего понимания проблемы ис-
тины, рассмотрим различные интерпретации этой проблемы.
• В античности изобрели концепцию соответствия. Истину
видели в том, что существующие вещи интерпретировались как
проявления идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).
• В средневековой христианской философии истину видели
в Боге, в его откровении.
• В Новое время в качестве истинного знания рассматрива-
ли сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также
в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).
• В XX веке аналитики (неопозитивисты) вначале придержи-
вались концепции соответствия. А именно, выясняли соответст-
вие суждений и умозаключений действительному положению дел,
фактам. Затем стали много говорить о взаимосогласовании суж-
дений (Карнап), т.е. концепция соответствия была дополнена ко-
герентной концепцией истины. Наконец, часть аналитиков, сто-
ронников определения значения слова как его употребления (по
Витгенштейну) фактически развивают прагматическую кон-
цепцию истины. Из современных философов именно аналитики
занимаются проблемой истины наиболее обстоятельно.
Феноменологи из исходных чувственных впечатлений кон-
струируют эйдосы и понятия, а затем оценивают внешний мир
на их основе. Прагматическую концепцию истины они почти не
используют.
Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с че-
ловеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов
вещи и человека. Аналитики приписывают признак истиннос-
ти суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).
Постмодернисты относятся к проблеме истины без почте-
ния. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понима-
ется как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия
истины фактически опровергается.