ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом,
с этим согласны многие философы. Без рационального чувствен-
ное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рацио-
нальное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным
жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.

Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока»,
желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цве-


та, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цве-
та охватывает различные цвета, из которых в данном случае име-
ется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено
в данном случае чувством «сладкий». Психический образ ябло-
ка выступает как пересечение многочисленных понятий и их
чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точ-
ками, то психический образ любого объекта выступает как не-
кий центр пересечения линий и точек.


Есть философские школы, которые причисляются к интуити-
визму.
По Лосскому, между человеком и миром всегда есть ко-
ординация, это и есть интуиция. Бергсон возражал против отка-
за воспринимать явления как целое; разбиение его на части уби-
вает «душу» целого. В наши дни интуицию чаще всего понима-
ют как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недостой-
ного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному анализу; ана-
лиз выделяет структуру целого. Интуиция поддается тренировке.
Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение.


Память — это способность человека сохранять и воспроиз-
водить освоенные им чувственные и рациональные формы. Раз-
личают кратковременную и долговременную память. Слова и зву-
ки обычно запоминаются на более короткие промежутки време-
ни, чем ранее усвоенные понятия. Блоки данных ЭВМ служат за-
мечательным подспорьем памяти человека, владелец компьюте-
ра всегда может свериться с той информацией, которая содержит-
ся в его базе данных. А если еще подключиться к сети Интернет,
то открываются вообще удивительные возможности. Владельцы
компьютеров, однако, должны иметь в виду два неприятных об-
стоятельства: во-первых, компьютер не всегда под рукой, во-вто-
рых, и это самое главное, понимание компьютерных данных за-
висит от уровня чувственного и рационального развития самого
человека. Существуют особые приемы развития памяти, базиру-
ющиеся, в частности, на повторении информации и ее обобщении.

Воображение — это способность психики человека вызывать
к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ра-
нее, либо являются новыми. Воображение, как правило, всегда
содержит элемент новизны. Если этой новизны достаточно мно-
го, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта —
это также формы воображения.


творчество. таланты и гении

«Творчество,— подчеркивал НА. Бердяев,— есть всегда при-
рост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каж-
дый человек является существом творческим. Психика как де-
ятельность по выработке нового всегда есть творчество.

Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Часто вы-
деляют четыре стадии творчества: подготовку, созревание, оза-
рение и проверку. Творческие успехи не падают с неба. Это —
упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочаро-
вания, неожиданности, случайности, изнеможение и... о чудо! Че-
ловек упорный и трудолюбивый, доверяющий своему воображе-
нию, которое «забрасывает» его в новое, почти с железной не-
обходимостью оказывается талантливым творцом. Хочешь быть
творцом — meopul
He боги горшки обжигают.

Разумеется, не всем удается добиться успехов в творчестве в рав-
ной степени. Это дает основание ввести шкалу творчества. Гении —
это те, кто добивается максимальных результатов. Таланты
уступают гениям, но превосходят рядовых граждан. Разумеет-
ся, учиться лучше всего у гениев. Если же их нет поблизости,
то у талантов, а если и они отсутствуют, то у способных людей,
но никогда у ленивых и бездарей.