В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШИ ДНИ

Мы продолжаем анализ ценности практики, вовлекая те-
перь в него новейшие философские направления.

Феноменология. Как известно, феноменологи первостепен-
ное значение придают выработке феноменологических смыслов.
Феноменологов часто обвиняют в том, что они непрактичны, за-
цикливаются, мол, на созерцаниях. Эти обвинения не вполне пра-
вомерны. Феноменолог не говорит, что не надо действовать, он
утверждает, что смысл действий заключен не в их природных
качествах, а в феноменологических смыслах.

Герменевтика. Герменевты действительно настроены более
практично, чем феноменологи. Они считают, что смысл практи-
ки заключен в ней самой и может быть выявлен лишь в процес-
се осуществления практики. Здесь-то и раскрывается сущность
вещей, с которыми человек контактирует, осуществляя свое бы-
тие в мире. Ценность практики — в разрешении напряженнос-
ти вопрошания, в реализующемся ответе на зов самих вещей. Прак-
тика соединяет человека с миром, в этом и состоит ее смысл.

Что касается аналитиков, то они все согласны в том, что
смысл практики выясняется при анализе высказываний о прак-
тике. Но дальше появляются разногласия. Одни, их называют
натуралистами, склонны приписывать моральные ценности фак-
туальному миру, а другие, ненатуралисты, полагают, что мораль
есть чувство. Для наших целей достаточно сделать вывод, что для
аналитиков смысл практики выясняется в процессе интерпре-
тации высказываний о ней.
Многие аналитики — сторонники
этики последствий поступков. Они считают, что главное — оце-
нить последствия поступков.

Постмодернисты, оценивая практику, также заняты ин-
терпретацией текстов. Они стремятся устоявшиеся этические
ценности окончательно предоставить истории. Но их собствен-
ные этические концепции не формируются сколько-нибудь яс-
ным образом. Видимо, эстетика возвышенного должна одновре-
менно служить заменой прежних как эстетических, так и эти-
ческих воззрений.

В отличие от постмодернистов представители так называ-
емой коммуникативной этики готовы говорить о практике
и этике с утра до вечера, это их главный интерес. Свою филосо-
фию они (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) часто называют практиче-
ской философией. Как приходят к этическим ценностям? В про-


цессе дискуссий и выработки общего мнения (все это называет-
ся дискурсом). Кант не объяснил, откуда берутся нравственные
законы, а они являются итогами дискурса. Маркс считал, что
общество построено на общественном труде, в действительности
же его фундаментом является достигнутое в дискуссии согласие,
сам общественный труд нуждается в интерпретации.
Итак:

Смысл практики во всех современных философских направ-
лениях видят в этических ценностях
(все реже используются
выражения «этика добродетелей», «этика долга», все чаще го-
ворят и пишут об «этике ценностей»).

Этическая (моральная) ценность понимается как ин-
терпретация, выработанная посредством определенного фило-
софского метода.