ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж-
дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей
части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са-
мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси-
вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси-
вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не-
достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как
и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность
в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при-
давали должного значения сфере красоты. Философы античнос-
ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз-
делами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству».
Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же
практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув-
ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са-
мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко-


торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для
простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми-
нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ-
но многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во-
круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи-
лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес-
кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит,
искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим.
Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое
интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ-
ки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъ-
екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на-
правленное на возбудитель этого чувства, действительный или
воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос-
ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно
совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность,
направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необ-
ходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низмен-
ное, а красивое, прекрасное, возвышенное.
Вот почему если ар-
тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис-
кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями,
мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично
связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией.
Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не
означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс-
ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь
потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо-
ции).

«О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВУКЕ
ВСЮ СИЛУСТРАДАНИЙ МОИХ...»

Мы взяли строку из известного русского романса, в которой,
на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре-
делению искусства. Искусство есть умение выразить себя в ка-
ком-либо материале по признакам эстетических ценностей.
Дат-


ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту:
его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас-
ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук,
свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово,
мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура,
скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при-
кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо-
ты является нечто материальное, например звуки, которые извле-
каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за-
висит не только от соответствующих материальных носителей,
но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства.

Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение
к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест-
венно видеть сходство и различие между произведением искусст-
ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус-
ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус-
ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают.
Предназначение произведения искусства состоит в его функцио-
нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна-
чение технического изделия состоит в его полезности для челове-
ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе
изделие является произведением искусства, но это имеет место да-
леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы-
падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез-
ность технического изделия не противостоит его эстетическим
достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че-
ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию ди-
зайна,
художественного конструирования, в том числе предметов
техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим-
вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает,
что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя-
ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом
отношении именно они являются идеалом техники.

Философия открывает доступ к пониманию эстетических
достоинств мира,
техники в том числе.

обзор: как искали красоту

История эстетики представляет собой полный драматизма,
восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,


которое мы, следуя философской традиции, называем красотой
(в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз-
вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы
прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя-
ется используемой философией, меняется философия, меняет-
ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин-
терпретация.

Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко-
смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще-
ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь-
ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под-
ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея-
тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна-
чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня-
ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись
не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси-
вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных
страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ-
ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть
форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику,
слушатели получают удовольствие, что равносильно очище-
нию души.

• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют-
ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим-
вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис-
кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой.
Цель искусства — приближение человека к Богу.

• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ-
ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз-
глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития
чувственного и рационального познания эстетическое сводится
либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи-
лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости-
гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс-
ности и благородства стиля, четкой логической организованно-
сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси-
цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной
независимости, социальной справедливости, идеями социально-
го и естественного равенства людей. Представителями класси-
цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт
и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания


Московского университета). Выступившие против формализма
и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти-
ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер
и др.) стремились к раскрепоще-
нию многообразных способностей личности. В философском от-
ношении они оставались в рамках философии Нового времени.
Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст-
во романа.

В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме-
сте с ней (иногда позже) в искусстве.

В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе-
ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности,
которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета-
ция.

В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети-
ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс-
лом,
выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру-
ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них
видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным,
что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та-
кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев-
шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно
само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длительное время
господствовал так называемый социалистический реализм — пе-
ревод на эстетический язык философии исторического матери-
ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто-
рическому
материализму — социалистический реализм. В на-
стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес-
ких ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направлений опреде-
ляется их философией, многообразию философий соответствует
многообразие эстетик.

Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон-
цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети-
ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не
должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав-
нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас-
смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы-
полняют науки и искусства).


7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на
достижение цели. Практика есть деятельность человека по до-
стижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Составляющими
структурами являются: 1) субъект практики (один человек или
группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого);
2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це-
ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект
практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ-
ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь
табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак-
тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный
материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень
прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические
ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром-
ные социальные общности людей, а средствами практики —
сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь-
ма вырожденные случаи практики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от-
вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи-
шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он
стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации
заключается в том, что здесь объектом практического действия
является сам субъект практики, нет каких-либо материальных
внесубъектных средств практики, а результатом ее является
подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин-
женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек.
Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин-
теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе-
цифически человеческих чертах. Если природные процессы не
вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся
к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со струк-
турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак-


тика экономической, политической, социальной, научной, куль-
турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на-
иболее фундаментальные.

Заметим, что философский термин «практика» не следует отож-
дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони-
мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи-
лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито-
рии тоже есть практика.

обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?

Выше практика определена как целенаправленная деятель-
ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак-
тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не
дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие
разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те-
му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как
в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто-
ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций.
Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи-
лософии, т.е. от античности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического труда была уде-
лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис-
кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи-
высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс-
ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти-
ка.
Этика — характерная черта как античной, так и древнеки-
тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи-
лософию проходит традиция этической интерпретации
практики.

Древние греки считали, что все существа активны в соответ-
ствии со своим предназначением. Человек не является исключе-
нием, он также обладает активностью, которую греки называли
добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что
античная этика — это этика добродетелей. Современный изве-
стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде-
тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью,
обладание и пользование которым дает ей возможность достичь
благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической
деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-


ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз-
вратимся к античности.

Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а,
как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре-
выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она
есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при-
ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер-
вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив,
если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла-
тона
и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак-
тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес-
кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

• В средние века христианство первоначально рассматрива-
ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед-
ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре-
абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи-
тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней
связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи-
ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл
практики — ее богоугодность.

На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной
стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви-
дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж-
нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от-
кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу.

• Этика Нового времени по преимуществу рационалистична.
Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто-
роне человека признаются изначально данные природой две си-
лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче-
ской деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятель-
ности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза,
Гоббс
недовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря-
дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите-
ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека.
Принципом морали (нравственности человека) провозглашается
правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что зна-
чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю-
чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.

Гений Нового времени И. Кант считается основателем эти-
ки долга. Человек должен быть моральным, потому что сущест-



вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому
лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи-
шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо-
лютным нравственным законом вторичный характер. Смысл
действий человека состоит в их причастности к абсолютно-
му нравственному закону.

Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс
приходит к выводу, что «... всякой общественной форме собст-
венности соответствует своя мораль...». Смысл практики он ви-
дит в ценностях экономических
(общественный труд измеряет-
ся деньгами).

Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали:
они представляют собой интерпретации. Толково распорядить-
ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).


Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняется
в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпре-
тация эта состоит в том, что человек объявляется доброде-
тельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций оп-
ределенного, выработанного соответствующей философией иде-
ала добра.
Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ-
ных добродетелей.