ЧТО ТАКОЕ БЫТИЕ?

О ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНАХ И КАТЕГОРИЯХ

Выше мы каждую главу заключали списком основных тер-
минов.
В переводе с латинского термин означает границу, пре-
дел. С учетом этого мы задавали границы, особенности философ-
ских школ (Платона, например) и направлений (например,
аналитической философии).

В философии очень часто ведут также разговор о категори-
ях.
Под этим греческим словом понимают наиболее общие фи-
лософские понятия или, более широко, философские слова, об-
ладающие, в том или ином значении, универсальным содержа-
нием. В слове категория слышится отзвук далеких философских
времен, когда думали, что философию можно построить точно
так же, как всякую науку, на основе понятий, но только поня-
тий универсальных. Последний из великих, кто пытался реали-
зовать этот идеал знания, был Гегель.

Но при обращении с категориями надо быть очень осторож-
ными, иначе можно попасть впросак, незаметно для себя реали-
зуя устаревший способ философствования. Проиллюстрируем
сказанное на примере анализа категории бытия, или, что то же
самое, существования.


Что значит быть, существовать? На первый взгляд кажется,
что это совсем простой вопрос. Есть нечто существующее, и все
тут. Но давайте вдумаемся в ситуацию. Если мы скажем, что «не-
что существует независимо от нас», то остается непонятным, как
мы можем судить о том, с чем никак не вступаем в контакт. Ес-
ли мы примем этот контакт во внимание, то вроде бы можно ска-
зать так: «Существует то, что воспринимаемо». Но тут же по-
является феноменолог, который говорит, что судить о чем-ли-
бо, в том числе о существовании чего-то, на основе восприятия —
это по меньшей мере наивно. Восприятие может обманывать (вспом-
ните миражи в пустынях), надо подключить к проблеме фено-
менологический метод (и поехало!). Аналитик тоже заговорит
о наивном понимании проблематики существования. Он станет
объяснять, что о существовании можно нечто сказать не иначе,
как анализируя наш язык. Кстати, Фреге, Рассел, Куайн — все
трое бились над проблемой существования. Они рассуждали
приблизительно так (мы несколько упрощаем логику их рассуж-
дений).

Возьмем уравнение 5=х+2. Существует ли решение данного
уравнения? Да, это х=3. Существовать, значит быть значением
связанной (а не предоставленной самой себе) переменной, кото-
рая превращает уравнение в тождество. Усложним пример. Су-
ществует ли автор «Тихого Дона»? Аналитик запишет этот во-
прос в форме высказывания «х: — автор "Тихого Дона"». Он ска-
жет, что предложение «Фадеев — автор "Тихого Дона"» ложно,
а предложение «Шолохов — автор "Тихого Дона"» истинно.
Функция истинности относится к описанию, где есть перемен-
ная. Существовать — значит быть связанной переменной. При об-
суждении вопроса о существовании аналитик исходит из пред-
ложений, построенных по форме: «х есть А». Он говорит, что су-
ществуют те х, которые есть А. А вот утверждение «Шолохов су-
ществует» построено плохо, а именно, по формуле «х есть».
Здесь не с чем сравнивать х.

Герменевт Хайдеггер всю жизнь занимался вопросом суще-
ствования. Он отлично сознавал, что нет простого разрешения это-
го вопроса.

Вывод из нашего анализа такой. Надо оставить всякие надеж-
ды на бездумный простой универсализм. Следует анализиро-
вать проблемы обстоятельно, по тем методам, которые вам из-


вестны, в соответствии с теми терминами, которые известны из
истории развития философской проблематики.