ДУХОВНАЯ, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬИ МИРООЩУЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Казни сына своего в юности его, и покоит тебя в старости и даст красоту души твоей».Поучение из «Домостроя» (середина XVI в.) служило стержневой идеей отече­ственной педагогики, системы взаимоотношений между родителями и детьми, между высшей властью и народом — «чадами несмышлеными». Устрашение, угроза наказания считались наилучшей гарантией от всякого рода отклонений от установленных норм поведения, которые определялись церковной моралью и правящей элитой. «Русский народ любит палку», «демократия не для нас», «лучше перегнуть, чем отпустить гай­ки» — подобного рода рассуждения являются весьма обычными для российской жизни.

В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры.

1. Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

2. При сохранении ведущей роли Церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.

3. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.

4. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной
сфере.

5. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее госу­дарству, в том числе и через Церковь, также подконтрольную государству.

Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечата­ния. Если до XVI в. книги писались на дорогом пергаменте, то с XVI в. стала широко использоваться более дешевая бумага (появилась в России на рубеже XIV-XV вв.). Первой русской книгой считается «Апостол», напечатанный в 1564 г.в типогра­фии Ивана Федорова, русского первопечатника. В Московском царстве печата­лись церковные, учебные, научные, художественные книги, переводилась зару­бежная литература. (В Европе первую книгу отпечатал Иоганн Гуттенберг в 1450 г.)

В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церков­ные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 г. в Москве появи­лось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI—XIIIв.)

Устное народное творчество отразило время Ивана Грозного, Смуту, самозван­ство, разинщину, сибирскую эпопею Ермака. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михай­ловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре. Выдающийся публицист и ора­тор протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе Ни­кона, оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Регламентация художественного творчества, подчинение его церковным кано­нам отрицательно сказывались на развитии живописи. Иконопись после предпи­сания Стоглава (1551) — «писать иконы, как Андрей Рублев» — стала терять свою самобытность.

Однако и в этих сложных условиях пробивали себе дорогу новые веяния. Уже в 1-й половине XVII в. Симон Ушаков возглавил новое реалистическое направ­ление в живописи. Его творчество — зеркальное отражение действительности. Царский художник, возглавлявший живописную мастерскую Оружейной палаты Кремля, считал главным условием подлинного искусства соответствие правде жизни. Христос, святые, ангелы на иконах Ушакова изображены объемно, с жи­выми, тонкими, одухотворенными лицами. Его «Троица» (в Русском музее) — не молчаливый диалог ангелов, как у Рублева, а бытовая сцена трапезы. Создается впечатление, что религиозный сюжет — лишь повод для художника воссоздать отдельные картины обыденной реальной картины бытия. Автор стремится пере­дать красоту не духовную (как у Рублева), а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.

Реалистическое направление в живописи XVII в. отразилось в росписях куль­товых зданий. Мастера фресковой живописи XVII в. вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Они постепенно начинают освобождаться от плена иконописных канонов.

Предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. Пер­вые портреты появились еще на рубеже XVI-XVII вв. Изображения Ивана IV, царя Федора Иоанновича, князя М. В. Скопина-Шуйского по способу претворе­ния еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. Во второй половине XVII в. изображения начали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты (портрет царя Алексея Ми­хайловича, царя Федора Алексеевича). Живописцы стали писать портреты по за­падному образцу — масляными красками на холсте (портреты князей Б. И. Реп­нина, Л. К. Нарышкина и др.).

К концу XVII в. в связи с изменениями в хозяйственной сфере, определенным сближением с Западной Европой происходит решительная ломка общественного мировоззрения. Этим веком завершается история древнерусского искусства, и он же открывает путь новой светской культуре.

Значительный размах приобрело городское и храмовое зодчество. Альтерна­тивой жилым домам из дерева, которые постоянно гибли в общегородских пожа­рах, стало каменное строительство, которое могли себе позволить князья, бояре, купцы. В честь присоединения Казанского ханства в Москве был построен По­кровский собор, получивший название собора Василия Блаженного, знаменитого юродивого, похороненного в соборе. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый.Царский дворец в селе Коломен­ское под Москвой — яркий пример этого стиля.

Национальные традиции, обычаи, особенности быта получили отражение в «До­мострое». Это универсальное руководство для организации семейной, повседнев­ной жизни составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной Рады. Существует обоснованное мнение о том, что «Домострой» не только отражает реалии русского быта XVI в., но и представления автора об иде­альном устройстве общества.

Расширение пределов государства способствовало росту городов, что в XVI-XVII вв. являлось важнейшей заботой правительства, стремившегося к тому же и надежно укреплять города деревянными или каменными стенами. Для этих це­лей даже выписывали из Голландии мастеров каменных построек.

Москва стала столицей государства и одним из крупнейших городов. По сво­им размерам в XVI в. она превосходила Лондон, Прагу и другие города Европы. Москва была благоустроена: имелись деревянные мостовые и водостоки.

Количество строений в городах зависело от величины города. Застройка круп­ных городов складывалась в значительной степени из отдельных усадеб. Богатые усадьбы состояли из двух или более дворов, окруженных оградой с воротами. В самой Москве большая часть зданий была деревянной. Деревянные дома дела­лись из сосновых, иногда из дубовых цельных брусьев, складывавшихся с боль­шим умением и, по замечаниям иностранцев, так плотно, что не оставалось ни ма­лейшей щели для прохода воздуха. При этом не использовалось ни одного гвоздя. Большинство жилищ той поры — полуземляночные и наземные избы с земля­ными или деревянными полами. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота. В таком случае избу, стоявшую над подклетью, называли горницей. У самых зажиточных был третий ярус — терем. У простолюдинов же — избы «черные», т. е. курные, без труб, дым выходил в маленькое окно. Обыкновенная крыша русских домов — деревянная, те­совая или из драни. В XVI-XVII вв. кровлю сверху покрывали березовой ко­рой для защиты от сырости, что прида­вало ей пестроту. Иногда на кровлю кла­ли землю и дерн для предохранения от пожара.

Внутреннее убранство жилищ было скромным, мебель простых людей — не­затейлива: деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. Освещение в домах обеспечивалось восковыми или сальны­ми свечами. Восковые свечи употребля­лись преимущественно у богатых, и то в праздничные дни. В богатых домах бы­ли те же предметы, что и у всех, но из лучшего материала и украшенные кра­сивой резьбой.

Главным украшением внутреннего убранства домов являлись иконы, и чем зажиточнее был хозяин, тем больше их было. Большому числу образов в домах способствовал обычай дарить их. Иконописные произведения русских художников выполнялись на досках, образа иногда вырезались из тонкого металлического лис­та, камня или белой кости. Широко использовались металлические складни со створками. В домах можно было встретить восьмиконечные кресты: золотые, се­ребряные, но чаще всего медные с распятиями. Образа ставились в передний угол жилища, и этот угол задергивался занавесом. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи.

Столовая посуда для пищи и питья называлась «судаки». В хозяйстве имелись кастрюли, миски, блюда, кувшины, ведра, ковши, чарки и многое другое. Русская кухня была проста и не очень разнообразна. Но иногда подавалось на стол огром­ное количество блюд. Хлеб русские ели преимущественно ржаной. Из пшеничной муки пекли калачи, но для простого народа они служили исключительно лаком­ством в праздничные дни. Излюбленным блюдом русского народа были пироги, которые начиняли бараньим, говяжьим и заячьим мясом, а также рыбой, творо­гом, ягодами и многим другим. Мясные кушанья были вареные и жареные.

Московское государство изобиловало рыбой, составлявшей обычную пищу на протяжении половины года. Варили рыбную уху из разных пород рыб, преиму­щественно чешуйчатых.

Ко всяким кушаньям любили примешивать пряные приправы, особенно лук, чеснок и шафран. Перец, горчица и уксус ставились на стол всегда, как необходи­мая составляющая обеда.

Русские лакомства состояли из плодов свежих или же приготовленных в пато­ке, с медом и сахаром. Привозные товары могли позволить себе в основном бога­тые люди.

Из напитков наиболее употребляемыми были квас, морс, пиво, мед, водка и ви­ноградные вина. Иностранные вина в XVI в. употреблялись только в знатных домах, и то в торжественных случаях. При Михаиле Федоровиче появился в России чай. Во 2-й половине XVII в. знатные люди пили его как лекарство, приписывая ему целительную силу.

Одежду носили одинакового покроя как цари, так и крестьяне, и отличалась она только тонкостями украшения. Обувь простого народа — лапти, башмаки с кожаной подошвой, обвязанные вокруг ноги ремнями. Богатые люди ходили в кожаных сапогах.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых — шелковые. Штаны, или порты, шили из холста, сермяги (грубая шерстяная ткань), сукна, шелка. Каждый носил пояс, и считалось неприличным ходить без него. Как простые, так и знатные вставали рано: летом — с восходом солнца, осенью и зимой — за несколько часов до света. Просыпаясь, тотчас искали глазами образа, чтобы перекреститься. В праздничный день шли к заутрене в церковь, а в будние дни сразу принимались за работу.

Развлечения на Руси были самые разнообразные, среди них: шуты, не щадив­шие даже духовенства; грубые шутки дураков, неразлучных спутников боярских, не покидавших своих господ и в монастыре; соколиная, псовая охота и медвежий бой.

В дни церковных праздников, поминок крестьяне в деревнях; ремесленники в городах устраивали мирские пирушки, складчины. На них, как и на пирах у бо­гачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и танцоры.

Быт русских людей на протяжении десятилетий отличался устойчивостью, сохранял одни и те же черты. Однако в XVI в. в богатых домах появились пряно­сти (корица, гвоздика), лимоны, изюм, миндаль, колбаса. В городах стали больше строить каменных жилых домов. Среди населения распространялась игры: шаш­ки, шахматы.

XVI в. отмечен бурным ростом национальной культуры: создаются народные песни, народный театр скоморохов, высмеивавший людские пороки.

Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Мос­ковские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, вы­ступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер цар­ской власти, требовали безоговорочного подчинения всех и вся, включая Церковь. Идеи социальной справедливости и равенства, национальной независимости (само­стийности — на Украине), желание придерживаться особых религиозных концепций и обрядов жестоко преследовались уголовным законодательством как бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. С закрепощением основной массы крестьянства многие формы и виды культуры становятся недоступными для основной массы населе­ния. Церковь, народные гулянья, семья и кабак составляли основные элементы культурно-бытовой среды для большинства народа.