Источники права

Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть обличено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающих нормы права, называются источниками права.

Виды источников права:

1. Правовой обычай –это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе в результате длительной повторяемости.

Признаки обычая как источника права:

1. правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Этот источник права появился на весьма ранних этапах правового развития. Она регулировал, прежде всего, семейно-брачные отношения, земле- и водопользование, имущественные отношения и т.д. На основе обычаев как образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества сложилось обычное право;

2. обычай принимает форму правового источника лишь тогда, когда государство официально признает его в качестве общеобязательного правила;

3. обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно;

4. в современных условиях обычай либо совсем вытесняется как регулятор, либо интегрируется в национальные системы права. Семья традиционного права полностью базируется на обычае как основном источнике права.

5. обычай, который получает молчаливое или специальное признание в международных, межгосударственных отношениях, является международным, например обычай дипломатического этикета.

В Российской ФедерацииГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность приме­нения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору. Применение обычая предусмотрено также Кодексом торгового мореплавания.

2. Правовой прецедент -такое решение государственного органа (суда), которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Признаки прецедента как источника права:

1. как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта;

2. прецедент может быть как судебным, так и административным.

3. степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

4. кроме судебного прецедента, выделяются и прецеденты толкования правовых норм. Этот результат возникает в процессе толкования правовых норм судебными органами (в России Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, а например, в Англии – Палатой Лордов) или самим законодательным органом.

В Российской Федерации применение прецедента в качестве источника права в виде исключения имеет место и в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Так, многие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ приобретают характер судебных прецедентов, когда в них конкретизируются и детализируются общие нормы закона, когда раскрывается и устанавливается однозначное понимание оценочных понятий.

3. Договор нормативного содержания –особый вид нормативно-правового акта, выступающий базой (основой) для принятия последующих нормативных актов.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права.

Признаки договоров нормативного содержания как источника права:

- содержит норму общего характера;

- добровольность заключения;

- общность интереса;

- равенство сторон;

- согласие участников по всем существенным аспектам договора;

- возмездность;

- взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

- правовое обеспечение.

Разновидности нормативных договоров:

1. международные договоры;

2. коллективные и трудовые договоры;

3. типовые договоры;

4. соглашения, носящие нормативный характер.

Примером нормативного договора является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. Во многих случаях коллективным работодателем выступает само государство в лице ведомства или администрации субъекта Российской Федерации.

К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Типовые договоры представляют собой своеобразное участие государства в регулировании экономики, причем во многих странах, когда государство, действуя в рыночной экономике, все же устанавливает те или иные типовые договорные отношения (в сфере интеллектуальной собственности, федеративных отношениях и т.д.). Типовые договоры устанавливают обязательные основные условия тех или иных соглашений.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, международные договоры Российской Федерации объявлялись в качестве составной части ее правовой системы. Следует иметь в виду, что это правило не распространяется на положения Конституции РФ, поскольку этот основной закон имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15).

4. Нормативно-правовой акт - изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются правовые отношения.

Признаки нормативно-правового акта как источника права:

- нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;

- их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;- они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;

- нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

- их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

В Российской Федерациинормативно-правовой акт является основным, наиболее распространенным источником права. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система и в зависимости от юридической силы подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона как источника права:

- принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

- обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;

- регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

- содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;

- принимаются в особом процессуальном порядке.

Классификация законов:

1. Конституция– основной закон государства. Ее Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

2. Конституционные законы - закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся законы, вносящие в нее изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, конкретизирующие ее содержание, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14). Предусматривается усложненная процедура принятия данных законов (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента).

3.Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

4. Законы субъектов в составе Российской Федерации - нормативные акты, которые из­даются представительными органами субъектов федерации и рас­пространяются на соответствующую территорию.

Подзаконные акты –акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В зависимости от субъекта, издавшего акт, подза­конные нормативные акты делятся на несколько видов:

- нормативные акты Президента — указы (по важнейшим го­сударственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);

- нормативные акты Правительства — постановления и рас­поряжения;

- ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, по­становления министерств и ведомств;

- региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управ­ления;

- муниципальные нормативные акты — решения органов ме­стного самоуправления;

- локальные нормативные акты — правила и другие предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.

Указы Президента имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий президента все его указы делятся на:

- указы в границах собственных его полномочий;

-указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации.

По юридической значимости указы делятся на:

- нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни);

- правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность).

Распоряжения Президента– ненормативные акты, принимаемые по оперативным вопроса государственного управления (например, распоряжение о создании рабочей комиссии).

Постановления Правительства - это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются на основе и во исполнение законов и указов по вопросам государственного, хозяйственного и культур­ного строительства. Постановлении Правительства Российской Федерации и правительств республик, входящих в Российскую Фе­дерацию, являются наиболее важными среди всех подзаконных актов. Эти акты обязательны к исполнению на всей территории, на которую они распространяются, им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Распоряжения Правительства -акты, принимаемые и подписываемые Председателем или заместителями Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуемые, как правило, узкому кругу исполнителей.