Программы линейной структуры

Структура программы на языке VISUAL BASIC

Арифметические выражения

 

Для обозначения арифметических операций используются знаки:

“ + ” сложение, “ - “ вычитание, “ * ” умножение, “ / ” деление,

“ ^ ” возведение в степень, “ \ ” деление нацело, MOD остаток от деления.

Если в арифметическом выражении имеется несколько различных арифметических операций, то порядок их выполнения задается правилами приоритета:

 

1. возведение в степень.

2. умножение, деление.

3. сложение, вычитание.

 

Примеры записи арифметических выражений

 

sin x SIN(X^3)^2

X^(4/3)

(a^3+EXP(2*COS(X)))/(X^2-Y^3)^(1/3)

 

Программа на VISUAL BASICе состоит из последовательности строк. В одной строке может содержаться один или несколько операторов, разделенных символом “ : ” двоеточие.

 

Линейная программа должна состоять из следующих операторов (см. рис. 2.1): ввода данных, присваивания, вывода (печать) результатов расчета. Линейный вычислительный процесс сводится к последовательным вычислениям арифметических выражений, причем последовательность вычислений полностью соответствует порядку записи математических зависимостей в постановке задачи.

Оператор-комментарий. Для облегчения восприятия и большей наглядности программы в нее целесообразно включать комментарии, которые поясняют работу отдельных частей программы, характеризуют используемые переменные и т.д.

Для записи комментариев используется оператор REM (REMARK). В этом операторе за словом REM могут быть записаны любые символы VISUAL BASIC. Включение операторов REM в программу никак не влияет на ее выполнение.

Операторы ввода и вывода.

Оператор ввода служит для задания исходных данных при выполнении программы. Операторы вывода позволяют получить результаты выполнения программы.

Ввод и вывод может осуществляться в нескольких формах: обмен данными между программой и ячейками Excel и между программой и стандартным окном Windows.

Ввод и вывод с ячейками Excel показаны на следующих примерах (подробно описано в п. 2.1, стр. 8.9):

a = Cells(1, 2) – ввод значения переменной a из ячейки B1;

Cells(1, 2)= a – вывод значения переменной a в ячейку B1;

Ввод и вывод при помощи стандартного окна Windows показаны на следующих примерах:

a =InputBox("введите а") – ввод значения для переменной a.


Сообщение "введите а" появляется в окне для подсказки, чтобы человек знал, для какой переменной требуется ввести его значение. Здесь в качестве значения для переменной “a” введено число 10.

MsgBox ("а="&а) – вывод сообщения "а=" и значения переменной а,

или: MsgBox а.

Оператор присваивания. Оператор присваивания служит для присваивания переменной значения арифметического выражения и имеет вид LET V = <арифметическое выражение>

(LET можно опустить), где V - переменная, которой присваивается значение.

При выполнении оператора присваивания вычисляется выражение в правой части и присваивается переменной в левой части V.

Оператор END. Оператор END указывает на физический конец программы. При выполнении оператора END закрываются все открытые файлы и останавливается выполнение программы.

Пример 1. Вычислить значение функции

,

где , , m - номер варианта, n - номер группы.

 
 

 


Рис. 2.1. Блок - схема линейного вычислительного процесса

 

Программа для примера 1 (см. рис. 2.1.):

 

REM LR-1-1, m=13, n=5

М=Cells(1,2)

N=Cells(2,2)

X=EXP(-(N/M)^(1/2))

T=LOG(M/SQR(N))+7.21

Y=(COS(X^2-SQR(T))+SIN(X-T^(1/3)))/(SIN(T-X^(1/4))^2)+1.731)

Cells(3,2)=T

Cells(4,2)=Y

END

Предварительно в Excel необходимо создать лист следующего вида:

 

 

После ввода текста программы макроса и ее запуска результат появится в ячейках B3 и B4.