Программы линейной структуры
Структура программы на языке VISUAL BASIC
Арифметические выражения
Для обозначения арифметических операций используются знаки:
“ + ” сложение, “ - “ вычитание, “ * ” умножение, “ / ” деление,
“ ^ ” возведение в степень, “ \ ” деление нацело, MOD остаток от деления.
Если в арифметическом выражении имеется несколько различных арифметических операций, то порядок их выполнения задается правилами приоритета:
1. возведение в степень.
2. умножение, деление.
3. сложение, вычитание.
Примеры записи арифметических выражений
sin x
SIN(X^3)^2
X^(4/3)
(a^3+EXP(2*COS(X)))/(X^2-Y^3)^(1/3)
Программа на VISUAL BASICе состоит из последовательности строк. В одной строке может содержаться один или несколько операторов, разделенных символом “ : ” двоеточие.
Линейная программа должна состоять из следующих операторов (см. рис. 2.1): ввода данных, присваивания, вывода (печать) результатов расчета. Линейный вычислительный процесс сводится к последовательным вычислениям арифметических выражений, причем последовательность вычислений полностью соответствует порядку записи математических зависимостей в постановке задачи.
Оператор-комментарий. Для облегчения восприятия и большей наглядности программы в нее целесообразно включать комментарии, которые поясняют работу отдельных частей программы, характеризуют используемые переменные и т.д.
Для записи комментариев используется оператор REM (REMARK). В этом операторе за словом REM могут быть записаны любые символы VISUAL BASIC. Включение операторов REM в программу никак не влияет на ее выполнение.
Операторы ввода и вывода.
Оператор ввода служит для задания исходных данных при выполнении программы. Операторы вывода позволяют получить результаты выполнения программы.
Ввод и вывод может осуществляться в нескольких формах: обмен данными между программой и ячейками Excel и между программой и стандартным окном Windows.
Ввод и вывод с ячейками Excel показаны на следующих примерах (подробно описано в п. 2.1, стр. 8.9):
a = Cells(1, 2) – ввод значения переменной a из ячейки B1;
Cells(1, 2)= a – вывод значения переменной a в ячейку B1;
Ввод и вывод при помощи стандартного окна Windows показаны на следующих примерах:
a =InputBox("введите а") – ввод значения для переменной a.
Сообщение "введите а" появляется в окне для подсказки, чтобы человек знал, для какой переменной требуется ввести его значение. Здесь в качестве значения для переменной “a” введено число 10.
MsgBox ("а="&а) – вывод сообщения "а=" и значения переменной а,
или: MsgBox а.
Оператор присваивания. Оператор присваивания служит для присваивания переменной значения арифметического выражения и имеет вид LET V = <арифметическое выражение>
(LET можно опустить), где V - переменная, которой присваивается значение.
При выполнении оператора присваивания вычисляется выражение в правой части и присваивается переменной в левой части V.
Оператор END. Оператор END указывает на физический конец программы. При выполнении оператора END закрываются все открытые файлы и останавливается выполнение программы.
Пример 1. Вычислить значение функции
,
где ,
, m - номер варианта, n - номер группы.
![]() |
Рис. 2.1. Блок - схема линейного вычислительного процесса
Программа для примера 1 (см. рис. 2.1.):
REM LR-1-1, m=13, n=5
М=Cells(1,2)
N=Cells(2,2)
X=EXP(-(N/M)^(1/2))
T=LOG(M/SQR(N))+7.21
Y=(COS(X^2-SQR(T))+SIN(X-T^(1/3)))/(SIN(T-X^(1/4))^2)+1.731)
Cells(3,2)=T
Cells(4,2)=Y
END
Предварительно в Excel необходимо создать лист следующего вида:
После ввода текста программы макроса и ее запуска результат появится в ячейках B3 и B4.