В 1649 г. Земский собор принял Уложение. Согласно ему, все крестьяне прикреплялись навечно к земле и землевладельцу, за которыми они числились по писцовым книгам начала 40-х гг.

В 1581 г. в условиях хозяйственного кризиса Юрьев день был впервые отменен.

Впоследствии «заповедные лета», т. е. года, в которые переходы запрещались,неоднократно повторялись. В 1597 г. был введен пятилетний срок сыска кресть­ян, бежавших от своих обязанностей. В первой четверти XVII в. срок сыска был увеличен до 15 лет. Предусматривались значительные штрафы за укрывательст­во беглых крестьян. Основную массу дворян устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы, а также дворяне южной окраины, куда шел наибольший приток беглых, были заинтересованы в коротких, сроках сыска. Дворянство постоянно добивалось, чтобы сыск беглых осуществ­лялся за счет государства. К середине XVII в. В стране насчитывалось около 40 тыс.феодалов-землевладельцев, включая членов семей. И все нуждались в рабочих руках.

Все способы уйти от крепостного ярма — бегство, вступление в брак, поступ­ление на службу, отказ от родителей и т. п. — рассматривались как уголовное пре­ступление и жестоко наказывались.

Причинами закрепощения крестьянства историки считают:

1. Необходимость содержать поместное войско — ядро вооруженных сил Мос­ковского государства.

2. Заинтересованность всех землевладельцев в абсолютной власти над земледель­цами, работниками на их земле.

3. Заинтересованность государства, царя в том, чтобы землевладельцы осуществляли административное управление крестьянами и гарантировали уплату ими налогов в государственную казну.

4. Спрос на сельскохозяйственную продукцию из Восточной Европы в Западной Европе, где быстро росли города и промышленность. В Западной Европе крепостное право возникло в V-VIII вв., стало слабеть во время крестовых походов XI-XIV вв. и пришло в упадок к XVII в., особенно в Англии, Нидерландах и других развитых странах.. Поэтому закрепощение в России, Польше, ряде других мест иногда называют вторичным.

Во 2-й половине XVII в. сложились большие группы крепостных крестьян, отли­чавшиеся социально-юридическим статусом. Больше половины составляли вла­дельческие крестьяне, принадлежавшие физическим лицам — боярам и помещикам. Они полностью зависели от своих хозяев. Около 10% составляли монастырские, церковные и патриаршие крестьяне, которые работали на духовенство. Черно­сошные, или государственные, крестьяне считались лично свободными, прикреп­лялись к государственным землям, выполняли разные повинности, управлялись царскими администраторами или выборными должностными лицами. Крепостное хозяйство велось следующим образом. Частью своей земли фео­дал наделял крестьян. Земельный надел давал средства к жизни крестьянской се­мье, и с этого же надела крестьянин платил государственные налоги. Вторую, барскую, часть земли крестьяне обрабатывали и весь доход шел вотчиннику или помещику. Иногда вместо барщины платили оброк — продуктами или деньгами. Крестьяне полностью зависели от феодала и выполняли другие повинности: строи­ли, заготавливали дрова, перевозили грузы и т. д. Крестьянское хозяйство было натуральным, т. е. находилось на самообеспечении. Помещики часть произведен­ной продукции потребляли сами, часть продавали, чтобы приобрести все необхо­димое для службы.

Во 2-й половине XVII в. царскими указами была разрешена продажа крестьян без земли. Вырабатывалась средняя цена крестьянина, не зависящая от цены зем­ли. Вводились телесные наказания для крестьян, не подчинявшихся воле вла­дельца. Феодалы получили право брать крестьянских детей в дворовые. Ограни­чивались права собственности крестьян и возможности искать дополнительные источники существования и доходов — отменялось право свободно уходить на промыслы. Права Землевладельца на личность работника постоянно расширялись, и крепостные постепенно лишались каких бы то ни было прав.

Одновременно с крестьянами были прикреплены к месту жительства и посад­ские люди — рядовые горожане, ремесленники и мелкие торговцы. К середине XVII в. 60% населения городов составляли служилые люди, 32% были тяглыми, посадскими людьми, а 8% —вотчинными крестьянами и бобылями. Если в Запад-. ной Европе города развивались как центры гражданской свободы, то в России го­рода являлись административными центрами. Если в Западной Европе город­ской воздух делал человека свободным, то в Московском государстве человеку, чтобы быть свободным, надо было бежать очень далеко: в южные степи или за Уральские горы.

Социальные, экономические, политические и религиозные противоречия порож­дали многочисленные народные выступления. XVII в. вошел в историю как «бунташный». Серьезные выступления прошли в городах: медный, соляной и другие бунты (против порчи монеты, против высоких цен на соль). Самым крупным стал бунт крестьян и казаков под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1667-1671). Все выступления были жестоко подавлены.

Развитие социально-экономических отношений в XVII в. происходило в соот­ветствии с представлениями, которыми руководствовались Романовы и поддер­живавшее их феодальное сословие.

В Московском государстве началось складывание социальных групп, опреде­лявших место человека в системе феодального общества. Статус — неотъемлемая характеристика человека, включавшая набор значимых качеств, его обществен­ный престиж, оценку другими лицами, — обозначался словом «чин». Чин интере­совал больше, чем имя человека. Чин означал постоянную характеристику чело­века. Постоянство общественного положения каждого индивида обусловливало стабильность, устойчивость общественной системы в целом.

Дворянство выступало против нарушения чинов. Дворяне считали себя луч­шими людьми, мудрыми, благочестивыми, великодушными, что давало им право быть господами холопов, «простецов», «худородных», «малоумных», «неправед­ных». Дворяне несли военную и гражданскую административную службу. Они защищали царя от внутренних и внешних врагов. Дворянство во 2-й половине XVII в. вырабатывало корпоративное сознание, чувство сословной солидарности, выступало в качестве элиты московского общества. Дворянам был свойствен со­циальный оптимизм, обусловленный возраставшей ролью сословия в обществе. В то же время в дворянской среде формировался и своеобразный социальный консерватизм, связанный с охранительной позицией относительно своих приви­легий. Это обстоятельство впоследствии превратится в решающий фактор, влия­ющий на проведение в России необходимых реформ, их последовательность и ре­зультативность.

Московское государство, по мнению В. О. Ключевского, отличалось «тягло­вым, неправовым характером внутреннего управления и общественного состава...

Сословия различались не правами, а повинностями». Человек в Московии «пре­вратился в солдата или работника, чтобы под руководством командира оборо­нять Отечество или на него работать» (Ключевский В.О. Сочинения. М., 1988.Т.2.С.372.)