Задачи подбора и отбора персонала

Комплексный подход к отбору персонала

Согласно новым тенденциям привлечение хороших работников – это отнюдь не ежедневная привычная рутина по заполнению вакансий, а продуманная маркетинговая стратегия, позиционирующая корпоративную культуру, условия труда и саму суть бизнеса каждой компании как достойный продукт на рынке чрезвычайно капризных клиентов – эффективных менеджеров. Это требует иных ресурсов, иной роли менеджеров по персоналу, иного отношения работодателя к наемным работникам.

Таблица 4.7 – Сравнение подходов к подбору персонала

Подход традиционный Подход современный
Людям нужны компании Компаниям нужны люди
Конкурентное преимущество – основные активы Конкурентное преимущество – талантливые люди
Компания не зависит от конкретных людей Компания зависит от талантливых людей
Дефицит рабочих мест Дефицит талантов
Сотрудники лояльны компании и заинтересованы в пожизненном найме Сотрудники склонны к смене компаний, и их обязательства имеют срок
Сотрудники мотивируются зарплатой Сотрудникам надо гораздо больше, чем зарплата
Растить все таланты внутри Активно привлекать новые таланты
Заполнять вакансии Постоянно искать лучших
Пользоваться проверенными ресурсами Искать новые источники талантов
Брать тех, кто ищет работу Заманивать тех, кто активно не ищет работу
Не выходить за рамки определенной «вилки» по должности Ради лучших – выходить за границы «вилки»
Главное – отобрать нужных кандидатов Главное- убедить нужных кандидатов
Найм при необходимости Стратегия привлечения лучших

Талантливые люди - это капитал любой корпорации. Их идеи приносят реальную прибыль. Их ценят, для них готовы подчас создавать особые условия. Где их брать? Искать их на стороне или взращивать в коллективе? И как удержать такое сокровище, если его переманивают конкуренты?

Поскольку речь идет о бизнесе, даже кадровые вопросы переводятся в инвестиционную плоскость. Сейчас в каждой компании существует три инвестиционных направления. Это вложения в недвижимость, вложения в оборудование, новые технологии и, наконец, вложения в людей. И если первые из перечисленных, по оценке агентства, дают эффект порядка 12%, вторые - до 40%, то вложения в людей дают прибыль 300% годовых. Речь, разумеется, не о каждом сотруднике, а о безусловно талантливых людях, число которых очень ограниченно и в России, и во всем мире.


Комплексный подход к поиску и отбору новых работников предполагает решение ряда задач.

  1. Определение количественной и качественной потребности в персонале с учетом основных целей и возможностей организации.
  2. Поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор средств и методов, которые могут использоваться для привлечения подходящих кандидатов.
  3. Разработка критериев для отбора кандидатов, наиболее подходящих для занятия имеющихся вакансий, на основе:
  • получения точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность;
  • установления квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы;
  • определения личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения данной работы и соответствия требованиям организации.

4. Подбор или разработка методов отбора кадров, позволяющих лучше всего оценить степень соответствия кандидатов выработанным критериям.

5. Обеспечение оптимальных условий для адаптации новых работников к работе в организации.

С учетом опыта, которым располагают специалисты, работающие в организации, и практики, сложившейся в деле поиска и отбора персонала, руководство принимает решение о том, будут ли все эти задачи решаться собственными силами или для их решения потребуется приглашение внешних специалистов-экспертов.

Первым шагом для начала работы по подбору кандидата на выполнение того или иного вида работ может быть заполнение подразделением - заказчиком соответствующей формы заявки. Эта заявка должна содержать сведения, которые призваны максимально помочь людям, отвечающим за поиск нужных кандидатов, в формулировании требований (критериев отбора) к потенциальным кандидатам.