Ввод исходных данных
Пример.
True
False
Пример.
End.
Begin
Структура программы на Паскале
Упрощенная структура программы на Паскале имеет вид:
program <Имя>;
uses <Список модулей>;
const <Список констант>;
var <Список переменных>;
<Тело программы>;
Программа состоит из заголовка, тела и заканчивается точкой. В заголовке программы, вслед за служебным словомProgram, указывается имя программы. Служебное словоProgram всегда является первым словом программы, но не является обязательным.
Далее следует блок описаний и тело программы, состоящее из блока операторов.
Блок описаний в общем случае состоит из разделов объявления меток, констант, типов данных, переменных, процедур и функций. Следование разделов должно строго соответствовать названному порядку.
Раздел объявления констант. Начинается с ключевого слова Const.
Сonst
dva = 2;
text = ' END&'.
В языке Паскаль есть зарезервированные константы:
PI = 3,1415926
MaxInt = 32767
MinInt = - 32768.
Раздел объявления переменных. Любая переменная, имеющаяся в программе должна быть описана в данном разделе после ключевого слова VAR.
В общем случае описание переменных имеет следующий вид:
<список переменных>:<тип>.
X,Y : Integer;
Z : Real.
Блок операторов начинается ключевым словом Begin; после каждого оператора в обязательном порядке ставится точка с запятой, что является признаком окончания оператора. Программа заканчивается служебным словом End, после которого обязательно ставится точка.
Поясняющие надписи вводятся в программу с помощью комментариев, которые имеют следующий вид:
{Пример комментариев в Паскаль - программе}
(* Это также пример комментариев *)
В комментариях разрешено использовать все доступные символы кода ASCII. Комментарии можно помещать в любом месте программы.
Оператор
Read (переменная1, переменная 2, … , переменная N)
обеспечивает чтение данных с клавиатуры дисплея и присвоение прочитанных значений соответствующим переменным из списка в скобках.
Оператор ReadLn (переменная1, переменная 2, … , переменная N)выполняется так же как и оператор Read, за исключение того, что по окончании чтения последней переменной осуществляется переход к началу новой строки. Данные, оставшиеся в старой строке игнорируются и следующий оператор Read будет воспринимать данные только с новой строки. Поэтому ввод тех значений, которые указываются в операторе ReadLn (...), необходимо всегда заканчивать нажатием клавиши <Enter>. При выполнении операторов Read и readLn ЭВМ приостанавливает работу и ждет, когда пользователь введет с терминала необходимое количество значений, которые в порядке очередности присваиваются переменным, стоящим в скобках.
Пример. В результате фрагмента программы