Организационная и корпоративная культуры гражданской службы

Тема 7. Организационная культура гражданской службы

В современной научной и учебной литературе предлагается множество определений указанных понятий, что объясняется не только сравнительной новизной предмета исследований, но и сложностью его структуры, многообразием функций и проявлений. Учитывая эти обстоятельства, следует сформулировать «рабочее» определение понятия организационной культуры как совокупности ценностей и норм, которые принимаются, разделяются и реализуются членами организации в совместной деятельности и общении.

Наряду с понятием «организационная культура» употребляется (часто как синоним) понятие «корпоративная культура». Однако применительно к государственной службе в целом и ее гражданскому виду в частности целесообразно разграничивать эти понятия.

Как уже отмечалось, профессиональная деятельность государственных служащих осуществляется в системе государственных органов. Государственный орган представляет собой административную структуру, обладающую организационным единством, собственной компетенцией и управленческими функциями. Вследствие этого, в нем в процессе совместной деятельности формируется организационная культура, в которой проявляются как общие для всей отечественной государственной службы ценности, нормы и правила, так и особые социокультурные характеристики, отражающие специфические статусные, функциональные и структурные признаки, особенности стиля руководства и кадрового обеспечения.

Что же касается всей системы органов государственной власти и управления, то она представляет собой корпорацию, состоящую из большого множества государственных органов, обладающих относительной самостоятельностью, выполняющих различную по содержанию и функциональному назначению деятельность и связанных межорганизационными отношениями по обеспечению полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Рассмотрение государственной службы как разнообразной по содержанию, назначению, организации и кадровому обеспечению профессиональной деятельности, осуществляемой в различных государственных органах, дает основание утверждать, что по своему содержанию культура государственной службы России является корпоративной.

Корпоративная культура отечественной госслужбы имеет несколько разновидностей. Применительно к структурированию государственной службы по ветвям власти выделяются корпоративные культуры государственной службы законодательной, исполнительной и судебной властей. По уровням организации государственной службы – корпоративные культуры федеральной и региональной служб. По основным ее видам – корпоративные культуры гражданской, военной и правоохранительной служб.

В отличие от корпоративной, организационная культура государственной службы представляет систему ценностей, норм и правил служебного поведения, разделяемых государственными служащими определенного государственного органа и оказывающих воздействие на их служебную деятельность. Организационная культура государственной службы, так же, как и корпоративная культура, не является однородной и включает доминирующую культуру и субкультуры аппаратных и отраслевых структурных подразделений.