Юридическая ответственность государственного служащего по законодательству РФ

Условия прохождения государственной службы.

Понятие и виды государственной службы.

Общественная Палата Российской Федерации, ее правовой статус и компетенция

Правовой статус Общественной палаты Российской Федерации регламентирован Федеральным Законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ (в ред. 23.07.2010) «Об Общественной палате Российской Федерации».

Статья 6 ФЗ «Об Общественной палате РФ» предусматривает многоуровневый характер состава Общественной палаты. Так, Общественная палата состоит из сорока двух граждан РФ, утверждаемых Президентом РФ, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

Статья 8 ФЗ «Об Общественной палате РФ» устанавливает трехэтапный порядок формирования Общественной палаты. На первом этапе Президент РФ по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры сорока двух граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, указом утверждает определенных им членов Общественной палаты и предлагает им приступить к формированию полного состава Общественной палаты.

На втором этапе члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты сорока двух представителей общероссийских общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.

На третьем этапе члены Общественной палаты, утвержденные Президентом Российской Федерации, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.

Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Общественная палата, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ.

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Общественная палата, в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об Общественной палате РФ», вправе:

1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ государственными органами и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу законопроектов и проектов подзаконных нормативных правовых актов;

4) приглашать руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;

5) направлять членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6) направлять запросы Общественной палаты.;

7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;

9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;

10) оказывать общественным палатам субъектов РФ и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.

 

 

Служба как понятие социальное, применяется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт общественного разделения труда. Понятием служебной деятельности охватывается работа тех людей, для которых служба на данный момент является основным видом общественно полезного труда, их профессией. При этом государственная служба является той категорией, которая органически связана с государством, его ролью и местом в жизни общества. Возникновение и развитие государственной службы обусловлены возникновением и развитием государства, а также ее ролью как эффективного инструмента, призванного обеспечивать реализацию задач и функций российского государства.

Государственная служба в Российской Федерации создана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О системе государственной службы Российской Федерации"[199] государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Недостаток данного определения заключается в том, что формулировка «обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов» может вызвать понимание государственной службы как службы «при» высших государственных должностных лицах, а не у общества и государства.

В действительности же, государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу. Иначе говоря, профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, замещающих «конституционные» должности[200].

Государственная служба включает в себя ряд аспектов, в т.ч. экономический, политический, правовой, социальный, организационный, кадровый. Все они отражают многогранность государственной службы как сферы профессиональной деятельности государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

а) государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

б) военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

в) правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

При этом военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Военной и правоохранительной службам характерны следующие общие признаки[201]:

1) осуществляются только на федеральном уровне;

2) специфика выполняемых задач;

3) наличие специальных принципов в организации службы;

4) особые условия службы, сопряженные с риском;

5) наличие профессиональной специфики;

6) особые служебные обязанности;

7) наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

8) особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных или воинских званий, прекращения службы;

9) особый порядок привлечения к ответственности.

В свою очередь, военная служба имеет следующие существенные отличия от правоохранительной службы[202]:

1) специфика организационной структуры;

2) вооруженность личного состава;

3) применение специальных (боевых) средств и методов;

4) принятие воинской присяги и т.п.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Таким образом, структура государственной службы разделяется по видам государственной службы и по уровням – федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации.

Особенностями системы федеральной государственной службы являются:

1) имеет координационный характер (государственная служба всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма, т.е. согласования совместных действий);

2) имеет нормативный характер, т.е. регулирование этого уровня службы ведется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, подзаконными нормативными актами;

3) в соответствии со ст.71 Конституции российской Федерации государственная служба относится к исключительной компетенции Российской Федерации;

4) все координационные органы здесь обладают не распорядительными, а лишь рекомендательными функциями.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Государственная служба строится на конституционных принципах российского государства, которые нашли свое отражение в законодательных актах, посвященных государственной службе, в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 3.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и др. В основе системы государственной службы лежат следующие ее принципы построения и функционирования:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации[203].

К основным задачам государственной службы можно отнести:

- охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

- формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

- обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

- совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

- обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

- создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников[204].

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Функции государственной службы позволяют, прежде всего, уяснить её основное назначение. Реализация их осуществляется в публично – правовой форме. Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих[205].

Функции государственной службы обуславливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено, стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления, особенностями государственно-служебных полномочий, сферы деятельности и должностных обязанностей государственных служащих.

Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, то есть как управленческая деятельность всех государственных органов в системе законодательной, исполнительной и судебной ветви власти.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

Выделяют следующие функции государственной службы: а) общие функции (правоприменительная, нормотворческая, правозащитная, регулятивная, организационная); б) специфические общие функции (в сфере обороны страны – обеспечение достаточной обороноспособности страны; поддержание общественного порядка и общественной безопасности; в сфере экономики и социально – культурного строительства – охрана природной среды; повышение народного благосостояния, социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума и т.п.); в) вспомогательные функции (делопроизводство; юридическое обслуживание; материально – техническое обеспечение и т.п.); г) специальные функции (разработка нормативных правовых актов, устанавливающих государственно – служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах; выработка критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих и т.д.).

 

В современных условиях одним из важных направлений совершенствования государственной службы является оптимизация ее прохождения служащими. Данный процесс осуществляется в соответствии с определенными социальными и правовыми нормами, включает в себя широкий набор процедур кадровой работы, оказывает непосредственное влияние на формирование государственной службы как сферы профессиональной деятельности, повышение ее эффективности, усиления влияния на происходящие в обществе процессы.

Под прохождением государственной службы понимается процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнение соответствующего вида управленческой или иной государственно – служебной деятельности[206].

В процессе прохождения государственной службы большое значение уделяется ее условиям, поскольку последние напрямую связаны с обеспечением правовой и социальной защищенности государственных служащих, повышением мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, укреплением стабильности профессионального состава кадров государственной службы и эффективностью функционирования системы управления страной.

В научной и учебной литературе, посвященной институту государственной службы, рассматриваемому вопросу уделяется недостаточное внимание, в связи с чем, на научном уровне отсутствует само понятие условий прохождения государственной службы.

К примеру, Ю.Н. Старилов в своих многочисленных научных трудах по вопросам государственной службы к условиям ее прохождения относит: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально – бытового характера при нахождении в служебной командировке и т.д.[207].

Д.М. Овсянко рассматривает вышеназванные Ю.Н. Стариловым условия в качестве государственных гарантий для создания нормальных условий для жизни и деятельности государственных служащих[208], которые закреплены в ст.52 «Основные государственные гарантии гражданских служащих» главы 11 Федерального закона от 24.07.2004 года № 79-ФЗ.

П.М. Морхат в своих научных трудах также рассматривает их как государственные гарантии[209].

Отсутствие в науке четких критериев разграничения рассматриваемых правовых категорий, а также учитывая, что в ст.ст. 52-53 главы 11 Федерального закона от 24.07.2004 года № 79-ФЗ говорится именно о гарантиях на государственной службе, хотя в п.п.1 и 3 ст.52 ФЗ от 24.07.2004 года, а также в п.п. 5 и 10 ст.71 названного закона упоминается об условиях выплаты денежного содержания или, денежного вознаграждения государственным служащим, в том числе и об условиях медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих и членов их семей, т.е сам законодатель осуществил смешение понятий, чем поставил автора и других ученых в затруднительное положение.

На сегодняшний день мнения ученых по данному вопросу разнятся. Одни из них рассматривают их в качестве условий, другие в качестве гарантий для создания нормальных условий для жизни и деятельности государственных служащих.

В науке административного права под гарантиейгосударственного служащего понимается форма государственной компенсации за те ограничения и ущемления прав, в том числе и конституционных, которые закон допускает в отношении государственных служащих, и с другой – это способ компенсации гражданам ограничений их возможностей по защите собственных прав в процессе прохождения государственной службы, поскольку эти возможности для государственных служащих также значительным образом ограничены законом по сравнению с гражданами, находящимися в обычных трудовых отношениях.

Условиями прохождения государственной службы являются:

1. Условия работы, обеспечивающие исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Имеется в виду необходимые для исполнения должностных обязанностей: рабочее место, размещение персонала государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и средствами связи, отвечающими требованиям правил охраны труда и техники безопасности, доступ к информационным системам и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня), а также качественный состав служащих, морально-психологический климат в коллективе.

2. Продолжительность служебного времени и время отдыха Законодательством установлена гарантия для государственного служащего на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемого основного и дополнительных отпусков. Она реализуется посредством предоставления госслужащему вне пределов установленной нормальной продолжительности служебного времени, свободного от исполнения должностных обязанностей. Временем отдыха признается время, в течение которого государственный служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он использует исключительно по своему усмотрению. Виды времени отдыха определены в ст. 107 ТК РФ.[210]

3. Отпуска на государственной службе. Законодатель устанавливает продолжительность основного оплачиваемого отпуска для государственных гражданских служащих младших, старших и ведущих групп должностей в 30 календарных дней, для высших и главных – в 35 календарных дней. Дополнительные же оплачиваемые отпуска предоставляются по следующим основаниям: за выслугу лет (один календарный день за каждый год службы); за ненормированный служебный день; в связи с тяжелыми, вредными или опасными условиями службы; в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями.

4. Денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными актами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за исполнение функции государственного служащего. Денежное содержание может выплачиваться федеральным государственным служащим только за счет средств федерального бюджета. Такой порядок призван обеспечивать независимость государственного аппарата, политическую нейтральность и беспристрастность государственных служащих при решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Размеры должностных окладов устанавливаются нормативными правовыми актами в основном в виде вилки — т.е. с указанием верхних и нижних пределов. Это позволяет более дифференцированно подойти к каждому государственному служащему при решении вопроса об увеличении должностного оклада с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации.

5. Пенсионное обеспечение, то есть гарантия государственной денежной выплаты, предоставляемой государственному гражданскому служащему в целях компенсации дохода, утрачиваемого в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной Законом выслуги лет.

6. Медицинское страхование государственного гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода госслужащего на пенсию по выслуге лет, закрепившее переход от медицинского обслуживания посредством создания ведомственных медучреждений к специальному медицинскому страхованию, предполагающему предоставление денежных средств при возникновении страхового случая. Но, так как такого рода мероприятия предполагают длительную подготовку и всестороннее обеспечение, до принятия и вступления в силу федерального закона, регламентирующего медицинское страхование государственных гражданских служащих, действуют прежние условия санаторно-курортного и медицинского обслуживания государственных служащих, прикрепление их к различным медицинским центрам.

7. Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества работников и социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения службы либо сохранения денежного содержания при временной нетрудоспособности, на время медицинского обследования.

8. Защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением государственным служащим своих должностных обязанностей.. На сегодняшний день порядок и основания такой защиты предусмотрены лишь для отдельных категорий государственных служащих Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[211].

9.Возмещениерасходов, связанных с переездом в другую местность государственных гражданских служащих и членов их семей, в связи с переводом госслужащего в другой государственный орган.Под переездом, в данном случае, предполагается перемещение в иной населенный пункт. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 N 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган»[212] государственному служащему, переезжающему в связи с переводом в другую местность, выплачивается компенсация стоимости проезда как самого государственного служащего, так и членов его семьи, расходы по транспортировке имущества, суточные за время нахождения в пути, единовременное пособие на госслужащего и членов его семьи, денежное содержание на период подготовки к переезду и обустройства на новом месте жительства.

10. Транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных законодательством.

11. Единовременная субсидия государственному гражданскому служащему на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы. Однако, на федеральном уровне акт, регламентирующий данное право, до настоящего времени не принят. Реализация этой гарантии осуществляется в редких случаях частично – на основе ведомственных нормативных актов, частично – на основе законодательства субъектов федерации, что напрямую ставит данную гарантию в зависимость от возможностей федеральных органов государственной власти и субъектов федерации, а также личного мнения отдельных чиновников.

Целями условий прохождения государственной службы являются:

- обеспечение правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих;

- повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей;

- укрепление стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы.

Таким образом, представляется, что правовые условия прохождения государственной службы – это конкретные предусмотренные законодательством обстоятельства, связанные с созданием нормальных условий для жизни и деятельности государственных служащих, обеспечением их правовой и социальной защищенности, повышением мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

Соблюдение условий прохождения службы обеспечивает не только охрану здоровья служащих, но и устойчивую деятельность государственных органов, стимулирует служебную деятельность государственных служащих, обеспечивает их социально-правовую защиту, повышает результативность их профессиональной деятельности, престиж государственной службы и авторитет самого государственного

служащего в обществе.

 

117. Государственная должность в РФ: понятие, признаки. Основные принципы прохождения государственной службы в РФ.

Основным элементом государственной службы и государственного управления является должность, на которой государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность. Понятие «должность государственной службы», предусмотренное Законом о системе государственной службы Российской Федерации, имеет первостепенное значение для организации государственной службы, а также определения правового положения государственных служащих. Это понятие означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность.

Учитывая, что в Законе о системе государственной службы Российской Федерации не дано определение понятия должности государственной службы, поэтому оно трактуется по – разному как на уровне ныне действующих нормативных правовых актов, так и в научной литературе.

Классическим определением данного понятия является следующее: «Государственно – служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления»[213].

Схожее определение дает и Д.М. Овсянко[214], согласно которому под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица государственного органа (службы, учреждения), определяющая содержание и объем полномочий и ответственности занимающего ее лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу в этом органе.

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Данная организационно – правовая категория присуща только государственным служащим, поскольку другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (учащиеся, студенты). В штатном расписании государственного органа указываются наименование, место и роль должности: кому она подчинена, кто ей подчинен. Внутренняя структура любого государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включенных в утвержденный штат должностей.

Спомощью должностей обеспечиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности[215].

Система должностей способствует профессионализации аппарата и повышению уровня компетентности его служащих. Она нацеливает служащих на приобретение определенных знаний, навыков, выполнение конкретной работы, замещение определенного служебного места в структуре государственного органа, приобретение служебных и личных прав.

В ст.8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации»[216] закреплен перечень должностей государственной службы исходя из системы государственной службы:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

в) воинские должности;

г) должности правоохранительной службы.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[217] государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В ст.8 вышеуказанного закона установлено, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная должность обладает следующими характерными признаками, по которым можно отличить ее от должностей, имеющих иной правовой статус, – негосударственных должностей, должностей муниципальной службы и т.д.

Первый признак: это должность в органах государственной власти – федеральных и субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. Круг наименований должностей государственной службы, указывающей на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами, утверждаемыми уполномоченными на то должностными лицами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Важность данного признака определяется тем, что в зависимости от функционального предназначения должностей, выраженного в их наименованиях, различаются виды государственной службы. Необходимость такого разделения связана с тем, что в соответствии с п.3 ст.8 Закона в одном федеральном государственном органе могут быть учреждены должности различных видов государственной службы. Например, в МВД России имеются должности федеральной государственной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы.

Второй признак: по каждой должности государственной службы, подлежащей замещению государственным служащим, предусмотрено звание определенного вида и ранга. По должностям гражданской службы устанавливаются классные чины гражданской службы и дипломатические ранги, по воинским должностям – воинские звания, по должностям правоохранительной службы – классные чины и специальные звания.

Классные чины гражданской службы, дипломатические ранги, воинские и специальные звания выступают в роли штатных категорий, по которым прежде всего, определяется относительная важность должностей внутри данного вида государственной службы, а также для установления соотношения должностей различных видов государственной службы.

Необходимость определять и сравнивать должности по такому признаку возникает, когда решается вопрос о назначении впервые на должность и о перемещении по службе государственного служащего.

Третий признак: это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции, В этих целях государство наделяет свои органы государственно – властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного государственного органа. Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и (или) группы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая). В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются квалификационные требования к ним для замещения государственными служащими, порядок назначения на эти должности, присвоения им классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Четвертый признак: это должность с определенной ответственностью за нарушение должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за не достижение цели по вине государственного служащего, т.е лицо, занимающее государственную должность, несет ответственность за не надлежащее выполнение своих обязанностей. Учитывая, что государственный служащий выполняет специальные государственно – властные полномочия и наделен большим их объемом, то и ответственность в случае нарушения закона он несет повышенную, а ее меры применяются к нему в особом порядке.

Пятый признак: это должность с установленным законодательством денежным содержанием, в которое включаются должностной оклад и надбавки к нему, а также расходы на создание условий государственному служащему для выполнения должностных обязанностей, выплачиваемым за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Таким образом, государственные должности имеют ряд оснований:

а) материальное основание – это содержание основных функций, задач и направлений деятельности, предписанных должности;

б) правовое основание – это совокупность полномочий и ответственности по должности;

в) информационно – коммуникативное основание – это система информационных и коммуникационных связей вне и внутри организации;

г) материальное основание – характеризует весь спектр материальных затрат, связанных с должностью, включая льготы, гарантии, пенсионное и медицинское обеспечение и т.п.

Основные принципы прохождения государственной службы в РФ.

Важным фактором прохождения государственной службы является создание условий для должностного (карьерного) роста служащих. За период службы у многих из них происходит неоднократная последовательная смена должностей, начиная с момента поступления на службу и заканчивая увольнением с нее.

Прохождение государственной службы представляет собой важный подинститут правового института государственной службы, так как именно в его рамках реализуется правовой статус государственного служащего.

Учитывая, что действующее законодательство не дает легального определения институту прохождения государственной службы, вследствие чего в юридической литературе встречаются разные его дефиниции.

Ю.Н. Стариловпод прохождением государственной службы понимает процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнение соответствующего вида управленческой или иной государственно – служебной деятельности[218].

Согласно же определению Н.М. Казанцева, прохождение государственной службы реализация и совершенствование государственным служащим своего опыта, знаний и деятельности при исполнении различных государственных должностей государственной службы, замещаемых им последовательно, по мере присвоения очередных квалификационных разрядов[219], а ныне классных чинов.

Не отрицая правомерность таких подходов, и учитывая многоаспектность института прохождения государственной службы можно выделить такие его аспекты, как общественный, организационный, правовой, личностный, технологический. Каждый аспект имеет свою специфику.

Общественный аспект отражает социальный смысл и назначение прохождения государственной службы в плане осуществления государственными служащими функций государства и конституционных установлений по защите прав и свобод граждан.

Организационный аспект заключает в себе начала организации прохождения государственной службы.

Правовой аспект имеет своим содержанием правовое обеспечение прохождения государственной службы.

Личностный аспект выражается в возможности реализации служащими в процессе службы своих способностей и получения их адекватной оценки.

Технологический аспект представляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение служащими государственной службы.

В силу многоаспектности процесс прохождения государственной службы можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае данное явление представляет собой одну из важных сторон функционирования государственной службы как комплексного публичного, социального, правового, организационного института по обеспечению исполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Более узко смысл анализируемого явления сводится к правовому основанию прохождения государственной службы. При таком подходе прохождение государственной службы можно определить как процесс реализации служащими нормативно-правовых требований, в соответствии с которыми осуществляются их права, и организуется служебная деятельность, всецело подчиненная интересам общества и государства.

Прохождение государственной службы с юридической точки зрения объединяет правовые нормы, регулирующие следующие действия:

а) замещение государственных должностей;

б) перевод, перемещение служащего на иную должность, изменение служебно – правовых отношений при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения в нем должностей;

в) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;

г) исполнение служащими своих обязанностей, реализация прав, соблюдение запретов и ограничений;

д) порядок присвоения классных чинов;

е) поощрение служащих и привлечение их к юридической ответственности;

ж) аттестация государственных служащих, сдача ими квалификационного экзамена;

з) социально – правовая защита, основные и дополнительные гарантии служащих, порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров;

и) основания и способы прекращения государственной службы[220].

Процесс прохождения государственной службы осуществляется на следующих его принципах, которые условно можно разделить на три группы:

а) принципы отбора лиц на государственную службу;

б) принципы собственно прохождения государственной службы;

в) принципы прекращения государственной службы.

К принципам отбора лиц на государственную службу относятся:

1) принцип равного доступа граждан на государственную службу в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

2) принцип социально-демографической представительности, предполагающий отбор и наличие в системе государственной службы представителей различных слоев населения по полу, возрасту, образованию, этнической принадлежности и т. п.;

3) принцип пожизненного найма на государственную службу. Данный принцип широко практикуется в ряде стран Запада (Франция, Германия, Япония) применительно к отдельным категориям служащих, так называемым "карьерным чиновникам". В ходе проведения реформы государственной службы данный принцип, очевидно, найдет применение в отечественной практике. Предполагается, что он будет распространен на служащих, замещающих должности, учреждаемые для выполнения задач и функций государственных органов;

4) принцип срочного прохождения государственной службы (срочная служба) на основе служебного контракта или трудового соглашения. Трудовые соглашения, как правило, заключаются с лицами, занимающими должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий.

К принципам собственно прохождения государственной службы следует отнести:

1) принцип правового регулирования, отражающий правовую регламентацию прохождения государственной службы. Законодательство определяет порядок приема лиц на государственную службу, назначения на государственные должности, объем прав и обязанностей государственных служащих, их дисциплинарную и юридическую ответственность за выполнение служебного долга, способы перемещения, повышения квалификации, увольнения и т. п.;

2) принцип стимулирования, выражающийся в создании материальных и моральных стимулов к службе. Материальные стимулы обусловлены систематическим получением служащими денежного содержания (вознаграждения, довольствия), в которое включаются оклады по замещаемой должности государственной службы, оклады за классный чин или дипломатический ранг, либо по воинскому и специальному званию, надбавки, отражающие квалификацию, эффективность деятельности государственного служащего, условия государственной службы, а также выплаты стимулирующего характера. Все это должно обеспечить государственному служащему и его семье качество жизни, соответствующее уровню развития общества и государства. Мобилизующую роль в прохождении службы имеют и моральные стимулы: различного рода награды, грамоты, благодарности, другие поощрения духовного порядка;

3) принцип профессионального развития находит свое выражение в реализации служащим права на переподготовку, повышение квалификации за счет средств государственного бюджета;

4) принцип выдвижения кадров на вышестоящие должности при учете уровня их профессиональных, деловых и личностных качеств;

5) принцип обновления, ротации кадров. Планомерное обновление кадрового состава государственных служащих обеспечивается путем привлечения на государственную службу квалифицированных специалистов, а ротация осуществляется на основе их перевода с одной должности на другую в пределах государственного органа или переводом в другой орган;

6) принцип гарантии правовой и социальной защищенности государственных служащих. Реализация этого принципа означает, что человек на государственной службе находится под опекой государства и пользуется рядом льгот и преимуществ по сравнению с другими гражданами. Государственным служащим обеспечивается единство основных государственных гарантий независимо от уровня и вида государственной службы. Дополнительные гарантии устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гарантии предоставляются преимущественно в денежной форме;

7) принцип реализации служащими предоставленных им прав и служебных обязанностей, что и лежит в основе их деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

К принципам прекращения государственной службы относятся:

1) принцип отставки, который предполагает увольнение служащего с государственной службы по собственному желанию. Такое право служащего в зависимости от вида службы может быть предусмотрено законодательством или оговорено служебным контрактом. Служащий может быть отправлен в отставку и по инициативе государственного органа в случае несоблюдения условий контракта или по другим основаниям;

2) принцип увольнения со службы по выслуге лет, что дает право служащему, если это предусмотрено законом, досрочно, по сравнению с общепринятыми нормами, выйти на пенсию и прекратить служебную деятельность;

3) принцип увольнения со службы по достижении предельного возраста. По существующему законодательству предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 65 лет[221].

 

118. Ограничения, связанные со статусом государственного служащего в РФ.

 

Ограничения, связанные с государственной службой – установленные Федеральным законом ограничения для государственных служащих на осуществление несовместимых со статусом государственного служащего отношений, действий и состояний [222].

Их назначение заключается в том, чтобы:

- обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;

-установить правовые препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих своими обязанностями;

- создать условия для независимости служебной деятельности;

- гарантировать соблюдение государственными служащими прав и свобод граждан.

Ограничения, связанные с гражданской службой имеют четкое и достаточно обоснованное назначение. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации[223] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Положения нормы Закона № 79-ФЗ не вступают в противоречие с конституционными, поскольку совокупность ограничений установлена в целях:

- защиты конституционного строя;

- защиты нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от некачественной реализации государственного властного воздействия, а следовательно, нарушения гражданских прав, свобод и законных интересов;

- обеспечения эффективной реализации государственных функций;

- высокой управляемости системой государственной службы;

- обеспечения обороны и безопасности государства.

Положения статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ носят императивный характер, однако перечень ограничений, указанных в ней, не является исчерпывающим, поскольку определена возможность установления иных ограничений, устанавливаемых федеральными законами. Из этого следует, что ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов Российской Федерации быть не могут.[224]

Все ограничения можно условно разделить на две группы:

а) ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);

б) ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).

В качестве первого ограничения в сфере гражданской службы названо признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Статья 29 Гражданского Кодекса РФ определяет критерии недееспособности: "Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством". Статья 30 Гражданского Кодекса РФ называет критерии ограничения дееспособности: "Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством"[225]. Порядок признания лица недееспособным или ограничения дееспособности определяется в главе 31 ГПК [226]. Очевидно, что лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а следовательно, быть допущенным к замещению должности. Однако по общему правилу, сформулированному в пункте 3 статьи 29 и пункте 2 статьи 30 ГК, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению.

Второе ограничение связано Статья 4 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» определяет состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, а именно Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведом­ствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Согласно статье 8 Закона судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидаты на должности судей могут быть приглашены на заседание Комитета. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в статье 10 устанавливает, что Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Данное ограничение, так же как и предыдущее, направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Однако из этого следует, что лицо, осужденное к наказанию, не исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, может оставаться гражданским служащим или же претендовать на замещение должности гражданской службы. Такое положение противоречит нормам законодательства о гражданской службе и требует соответствующей корректировки, поскольку часть 8 статьи 18 Закона «О государственной гражданской службе» [227] определяет обязанность гражданского служащего не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Вместе с тем ст. 114 УПК[228] предусматривает при необходимости возможность временного отстранения от должности на основании Постановления судьи. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 131 УПК.[229] Следует отметить, что Уголовный Кодекс также рассматривает возможность отстранения от должности, но уже в виде меры уголовного наказания - в статье 44 установлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в статье 47 изложены порядок и основания применения данной санкции.[230]

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости. Отсюда следует, что, поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, и гражданин рассматривается в качестве несудимого, то в дальнейшем он вправе замещать должности гражданской службы.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, также является ограничением в сфере гражданской службы. Оно распространяется на следующие категории лиц, которые не могут быть приняты на гражданскую службу или не могут находиться на гражданской службе:

- желающих заместить должность;

- замещающих должность, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием означенных сведений;

- замещающих должность, объем, содержание и функциональное назначение которой подвергается изменениям по данному вопросу;

- отказывающихся от перевода на другую должность, связанную с обязательством прохождения процедуры допуска к соответствующим сведениям или отказа от профессиональной переподготовки в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Важным условием является указание на непосредственную связанность исполнения должностных обязанностей с использованием в этом процессе указанных сведений. Перечень сведений, относимых к государственной и иной охраняемой федеральным законом тайне, может устанавливаться только федеральным законом. В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О государственной тайне"[231] государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В статье 7 и 9 указанного Закона определяются сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, и порядок отнесения сведений к государственной тайне, что является гарантией законности установления ограничений и специального служебного режима для государственных служащих.

Несмотря на то, что статья 21 Закона РФ "О государственной тайне" предусматривает добровольность допуска должностных лиц к государственной тайне, для определенных должностей гражданской службы получение допуска к засекреченной информации является обязательным условием реализации служебных обязанностей. Более того, оформление допуска и работа с данными сведениями налагает на гражданского служащего дополнительные обязанности:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- согласие на частичные, временные ограничения их прав;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения.

Ограничение, связанное с наличием заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности. Существенным условием данного ограничения является необходимость подтверждения заболевания медицинским заключением, форма которого устанавливается Правительством РФ.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установл